Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
305 Ю. В. Морозова Факультет психологии, магистрант II курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Куликова ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВУЗА Адаптация первокурсников в вузе не всегда проходит без препятствий и затруднений на их новом жизненном пути. Среда вуза требует от недавних школьников немалых усилий для достижения достойных результатов в учебе и в межличностном общении среди преподавателей и одногруппников. Адаптация, процесс, как правило, не быстрый и у каждого студента отли- чается своими особенностями и протекает по-разному. В своем исследовании мы выделили несколько критериев, по которым провели мониторинг адаптации студентов первого курса вуза. В изучении данного вопроса мы опирались на определение мотивов поступления в данное высшее учебное заведение и выбо- ра конкретной специальности; определение адаптивных возможностей индиви- да; изучение атмосферы в студенческой группе. Исследование проводилось на базе Тульского государственного педагоги- ческого университета им. Л. Н. Толстого. Участниками являлись студенты 1 курса факультета психологии в количестве 63 человек. В своей работе мы применяли (использовали) следующие методики: социо- метрия Дж. Морено[2]; методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Мак- лакова и С. В. Чермянина[1]; методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [3]. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера показала, что большая часть первокурсников чувствуют себя комфортно в студен- ческой группе (59,6 %). Чаще всего студенты склонялись к показателям «друже- любие» и «теплота». Несомненно, дружеская обстановка и теплота в общении способствует успешной адаптированости в новом социальном окружении. Рис. 1. Оценка психологической атмосферы в коллективе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=