Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

303 работы нами был составлен и теоретически обоснован комплекс заданий, на- правленных на формирование знаний о животном мире природных зон России. Данные виды заданий можно сгруппировать по типам мыслительных опе- раций, которые в них используются. Задания в которых используется мыслительная операция обобщения пред- полагают объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам. К таким заданиям можно отнести следующие: задание на соотнесение группы животных и их представителей, задание на распределение типов животных по способу их питания, задания на соотнесение типов размножения и видов животных. В данных типах заданий используются схожие механизмы их решения, а именно выделение каких-либо морфологических, физиологических, поведен- ческих и прочих признаков животных, общих для определенного ряда видов, и в дальнейшем на основании этих сходств в комплексе распределение живот- ных по конкретным группам или таксономическим уровням. Задания в которых используется мыслительная операция систематизация предполагают располо- жение отдельных предметов или явлений в определенном порядке по какому- либо признаку. К таким заданиям можно отнести следующие: задания на построение цепей питания, задания на распределение животных по местам обитания климатическим зонам. В данном случае в заданиях на построение цепей питания обучающимся предлагается определить конкретный порядок расположения животных, а при- знаком, определяющим этот конкретный порядок является способ питания жи- вотного, который позволяет определить характер взаимоотношений с другими членами цепи питания. В заданиях на на распределение животных по местам обитания и климатическим зонам имеется определенная логика, где на основа- нии определенных признаков животных их распределяют по зонам обитания, что придает этому заданию признак мыслительной операции систематизация. Задания в которых используются операции анализ и обобщение следую- щие: задания на выделение морфологических признаков. Соответственно определению анализ – это мысленное расчленение пред- мета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем от- дельных свойств, черт, качеств. При выполнении указанного типа заданий уча- щиеся должны выделить определенные морфологические признаки животных с помощью операции анализа. Также в дальнейшем возможна операция сравне- ния полученных признаков от разных видов животных и впоследствии опера- ция обобщения, где будут установленных определенных связи животных в группы по выявленным общим признакам. Задания в которых используется операция сравнения: задания на выведе- ние логических умозаключений. Одним из вариантов данного типа заданий является ситуация, когда обу- чающийся должен прийти к логическому выводу о какой-либо морфологиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=