Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

302 Н. О. Морозова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ ПРИРОДНЫХ ЗОН РОССИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Актуальность данной проблемы исследования в том, что значение форми- рование зоологических знаний младших школьников в обучении и развитии ог- ромно. Знания о животном мире природных зон России, формируемые на уро- ках окружающего мира в начальной школе являются основой для дальнейшего формирования более углубленных зоологических знаний, изучаемых на уроках биологии в средней школе. На уроках по формированию первоначальных зоологических знаний раз- вивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать, культура его речи. Занятие зоологией на уроках воспитывает в ребенке активность и любо- знательность, наблюдательность. В ходе выполнения работы, мы выявили исходный уровень сформирован- ности у учащихся знаний о животном мире России, который оценивался на ос- нове некоторых критериев. В качестве критериев оценки уровня сформирован- ности знаний о животных были выделены: полнота, гибкость. Так же были выделены Критерии полноты знаний такие как знание фактов и знание понятий, критерии гибкости – способность найти знания для предъявленной ситуации и способность найти способ применения знаний в новой ситуации. Были использованы следующий диагностический инструментарий: дидак- тическое тестирование закрытого типа, методика незаконченного предложения и анализ продуктов деятельности (сочинение на тему «Почему на лугу и в лесу живут разные животные?» На их основе был выявлен уровень сформированности знаний животного мира России у учащихся 3 класса. Были подобраны и проведены методики, на- правленные на выявление исходного уровня сформированности знаний о жи- вотных России у младших школьников, проанализированы полученные данные. Уровень сформированности знаний по критерию полнота знаний следую- щий: средний уровень был выявлен у 69 %, низкий – 22 %, высокий – 9 % Уровень сформированности знаний по критерию гибкость следующий: низкий уровень был выявлен у 57 %, средний – 43 %, высокий – 0 % Констатирующий этап показал необходимость проведения целенаправлен- ной работы по формированию знаний животного мира России. Нами были про- анализированы учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А. А. Плеша- кова для 3 класса и выявлен состав знаний по теме животные. Было установлено, что в учебнике дается неполная информация по некоторым темам, а в рабочей тетради представлен узкий диапазон заданий. В ходе выполнения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=