Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

30 Т. А. Антохина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Воспитание подрастающих поколений – сложное и многоаспектное явле- ние в жизни социума, человека, образования, без которого невозможно превра- щение индивида в личность, создание ресурсного потенциала общества в лице поколений - носителей определенных знаний, культуры, опыта, способных кон- структивно решать насущные задачи бытия. Современная тенденция развития цифрового общества, создание искусственного интеллекта, внедрение робото- техники и повсеместное использование Интернет порождает много проблем. При этом одна из главных – личность ребенка, мир его ценностей, жизненная позиция, определяющие его отношение к миру и людям. В этом контексте проблема духовно-нравственного воспитания ребенка остается одной из актуальных и мало разрешенных в современном обществе. Что же это за воспитание? Почему ему уделяется столько внимания? Ду- ховно-нравственное воспитание – это«деятельность, направленная на формиро- вание духовного мира человека, обеспечивающая гармонию человека с внут- ренним миром, социумом, поиск смысла жизни и своего места в ней», – такое определение в своей статье дают А. В. Крестовский и В. А. Беловолов [3]. Изучением этого вопроса в разные годы занимались К. Д. Ушинский, В. В. Зеньковский, Б. В. Ничипоров, Б. С. Братуся, О. В. Сухомлинская, А. М. Богуш, Л. С. Бондарь, В. И. Слободчиков и многие другие отечественные ученые- педагоги. Рассматривая эту проблему, будет целесообразно обратиться к богатому наследию знаменитого советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского. В своих работах он комплексно анализировал такую проблему как развитие ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Любовь к людям, своей родине, духовная развитость, чувство собственно- го достоинства и душевная гармония – именно такие черты личности должен в себя включать нравственный идеал, считал Сухомлинский. Очень актуальной является мысль педагога о том, что для воспитания нравственности у ребенка нужно приложить немалые старания, попытаться сделать его сердце тревожным, чувствительным, ведь как говорит педагог: «Подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости» [1, с. 14]. Необходимо сделать так, чтобы у ребенка зародилась вера в человека, чтобы он жил в мире прекрасного, сохра- нял, а лучше преумножал красоту в природе и в отношениях между людьми.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=