Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

297 К горизонтальным конфликтам между школьниками относятся: конфликт младшего школьного возраста, конфликт подростка, конфликт юности. По ста- тистике чаще всего конфликты происходят в подростковый период, так как тринадцати-шестнадцатилетние школьники более ранимы, впечатлительны, их отличает мнительность, тревожность, раздражительность; в этом возрасте у большинства подростков недостаточно развиты терпимость и толерантность. Основные причины школьных конфликтов среди подростков: борьба за автори- тет, соперничество, обиды и оскорбления, неразделённая симпатия. При кон- фликте между школьниками педагог является, как правило, наблюдателем, не- навязчиво контролируя, помогающий разрешить спорную ситуацию. Основные причины конфликтов «ученик-учитель» – это реакция учителя на нарушение правил поведения школьников, например, на внешний вид или прическу, неуспеваемость, невыполнение заданий, поручений. К сожалению, часто такие конфликты происходят в результате неправоты учителя. Учитель в педагогическом конфликте может занимать обвинительную или защититель- ную позиции. Педагог должен знать проблемы каждого ребёнка, пытаться понять его, видеть положительные качества личности, а не только недостатки. Конфликт- ные взаимоотношения со школьником могут измениться в лучшую сторону, ес- ли учитель попытается понять цели, интересы, мотивы ребенка. Нельзя затра- гивать его личные качества, сравнивать с другими детьми. Конфликты «учитель – родитель ученика» разгораются чаще всего из-за недоверия сторон, различного отношения к детям, взаимных претензий и упрё- ков сторон. В таких конфликтах в первую очередь страдают дети, поэтому раз- решать их нужно как можно быстрее. Любой конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным моментам можно отнести то, что конфликт помогает увидеть «скрытые отношения», «слабые звенья» во взаимоотношениях, служит источ- ником развития личности, способствует сплочению коллектива, даёт возмож- ность пересмотреть свои ценности, взгляды; вылить негатив, отрицательные эмоции. В этом состоит конструктивная функция конфликта. К отрицательным сторонам можно отнести то, что конфликт – это наруше- ние межличностных взаимоотношений, внутреннее переживание и отрицатель- ные эмоции, дискомфорт, ухудшение работоспособности, трещина во взаимо- отношениях, потеря сил и времени. В этом проявляется деструктивная функция конфликта. Для того, чтобы конфликт «учитель-ученик» не вышел за рамки конструк- тивной фазы, нужно учитывать особенности таких педагогических конфликтов: ● участники имеют различные социальные статусы; ● при разрешении конфликта у сторон разная степень ответственности (из- за разницы в статусе, возрасте и жизненном опыте); ● инициатива разрешения конфликта должна принадлежать взрослому. При угрозе приближающейся конфликтной ситуации педагогу нужно быть чутким, внимательным с обучающимся, сохранять спокойствие, не повышать голос, проявляя сочувствие, соучастие, поддерживая обратную связь, быть ла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=