Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

296 А. А. Морозова Факультет она иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный его руководитель – Е. В. Романова РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ Мы живем в противоречивом мире, в мире ссор и конфликтов. Ежедневно разгораются разные конфликты: в коллективе, в семье, на работе, на улице, в транспорте, в школе. Всё чаще возникают конфликты как проблемы взаимодействия участников образовательных отношений и в школе. Современный педагог должен непо- средственно владеть такими компетенциями, которые помогут предвидеть, предупредить и своевременно разрешить конфликтные ситуации в образова- тельном пространстве. Педагогический конфликт – вполне естественное для динамичного социу- ма - образовательной организации - социальное явление. Единого определения конфликта не существует, но педагогические конфлик- ты и их виды исследовались С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гиппенрей- тер, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Т. А. Репиной, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и други- ми учеными [5]. Что же такое конфликт? Возникают такие ассоциации, как ссора, скандал, непо- нимание, противоречие, раздор. Слово «конфликт» –от латинского conflictus – столк- новение» [4]. Конфликт – обычный процесс в отношениях, возникающий при столк- новении противоположных интересов, целей, потребностей, убеждений. Любые отношения невозможны без конфликтов. Конфликты становятся нормой жизни. Структура конфликта: конфликтная ситуация, участники, объект, условия, взаимодействие. Педагогический конфликт – непростое явление. Он возникает в силу раз- ных причин (объективных и субъективных). Чаще всего в образовательном пространстве возникают конфликты межличностных взаимоотношений: «уче- ник – ученик», «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – админист- рация», «учитель – родители (законные представители) учеников», конфликт- ная ситуация с участием посторонних. Можно выделить три стадии развития педагогического конфликта: предкон- фликт (возникновение проблемы, её осознание), конфликт (инцидент, эскалация, противодействие), постконфликт (нормализация отношений, их завершение). В зависимости от временных параметров протекания возникают кратко- временные, быстротечные, длительные конфликты. Педагогические конфликты бывают горизонтальные (когда конфликтуют между собой учителя-коллеги или ученики класса) и вертикальные (когда кон- фликтуют педагоги и школьники, администрация и учителя, учителя и родите- ли учеников).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=