Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
282 Д. В. Минеев Факультет иностранных языков, магистрант II курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. С. Храмченко ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ МАССМЕДИА Статья посвящена изучению интертекстуальных включений как средств языковой игры в англоязычном тексте масс-медиа. В исследовании рассматри- ваются понятия интертекст, интертекстуальность, прототекст. Языковую игру с интертекстуальными включениями часто можно встре- тить в современных работах американских и английских обозревателей. В сво- ем труде «Теория вторичных текстов (на материале современного английского языка)» М. В. Вербицкая подчеркивает: «современный мир сейчас состоит из гипертектсуального или интертекстуального пространства» [1]. Теория интертекстуальности была заложена еще в 1920 годы, но бурное раз- витие получила только в середине XX в., в работах таких известных исследовате- лей как М. В. Вербицкая, И. В. Арнольд, И. П. Смирнов и В. Е. Чернявская и др. Сами термины «интертекст», а впоследствии «интертекстуальность» были заложены в работах семиотика и теоретика постмодернизма французской ис- следовательницы Ю. Кристевой начиная с 1967 года [4]. По ее словам, текст – это «впитывание и трансформация какого-либо другого текста» [4]. В совре- менном понимании «интертекстуальность» – это «присутствие таких элементов в тексте, которые благодаря целенаправленной авторской стратегии или же безотносительно ее, воссоздают в сознании читательской аудитории прочитан- ные ранее тексты» [5, с. 5]. Среди интертекстуальных включений часто можно встретить неизменен- ные цитаты, аллюзии, а также реминисценции – «бессознательный отзвук, либо фрагмент (прототекст) в каком-нибудь художественном произведении из род- ственного ему (по теме, стилю) чужого произведения» [6]. Текст, как особая структурированная единица языка, обладает определен- ными признаками, которые можно выделить в следующих: всеобщие признаки текста, которые выражают его определенные свойства как объекта анализа; на- бор типологических признаков, свойственные текстам, имеющим определен- ный класс или вид, тип; признак индивидуальных характеристик текста, при- сущий текстовым произведениям, имея ввиду, их оригинальность и своеобразие [7]. Можно проследить, что рассмотрение текста в общем, происходит на ряду анализа текста в системе именно таких же текстов, к этому относиться: принад- лежность текста к любому некому направлению литературы, его жанровому наполнению, культурной маркированности, определенному типу обсуждения, и рассмотрение текста как индивидуальное выражения авторской интенции. По словам И. Р. Гальперина текст: «это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменно- го документа и произведение, состоящее из названия и ряда особых языковых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=