Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

280 и свободной воли человека. Взгляды Арминия нашли поддержку и сочувствие у либеральных и образованных современников, таких как Гуго Гроций и Исаак Казобон. Их возмущало, что учение о предопределении ограничивало Божест- венную благодать и лишало надежды на спасение множества людей, а те, кто возомнил себя спасёнными, исполнялись гордыней и пренебрежением к ос- тальным христианам. Из учения о предопределении вытекало, что Христос по- страдал не за всех, а только за избранных. Следовательно, если у человека нет свободы воли, получается, Бог толкает его на совершение греха [1], [5]. К сожалению, Арминий так и не оставил законченную систему богословия. Измученный многочисленными спорами и преследованиями со стороны своих противников, он умирает, а через год после его смерти (1610 г.), его ученики создали документ – «Ремонстрация», в которой утверждалось, что могут быть спасены все, кто уверовал во Христа, потому что его искупительная жертва всем дала эту возможность. Человек не может спастись самостоятельно, без благодати. Однако человек наделён свободной волей и поэтому может как со- действовать этой благодати, так и противостоять ей. Сторонники Арминия в отличие от кальвинистов не были уверены в том, что дарованную благодать невозможно утратить. Они считали, что этот вопрос нуждается в дальнейшем рассмотрении [4]. Арминиане в Голландии потерпели поражение от кальвинистов, после осуждения «Ремонстрации» на Дортском Синоде (1618–1619 гг.), где арминиа- нам даже не дали высказаться. Сторонников Арминия преследовали и изгоняли из страны вплоть до 1625 г [5]. Арминианство получило прочную основу в Англии, где многие его идеи легли в основу учения англиканской церкви, а впоследствии арминианские взгляды будут полностью восприняты методистами, которые в XVIII веке отде- лятся от англиканской церкви [5]. Сейчас словом «арминианство» стали обо- значать либеральную богословскую позицию в противоположность консерва- тивной и нетерпимой [1]. Таким образом, для раннепротестантских течений, возникших в XVI – XVII вв., характерны: 1) Радикализм взглядов, поскольку европейское общество в момент отде- ления от католической церкви переживало религиозный подъём; 2) Неформальность религиозных объединений, пытавшихся подражать раннехристианским общинам; 3) Непримиримость по отношению к оппонентам, поскольку представите- ли каждого религиозного движения считали себя уникальными и богоизбран- ными, а своё учение – единственно правильным. 4) Непримиримость по отношению к Римско-Католической Церкви, кото- рая, по мнению протестантов, извратила всё христианское учение, и сама по- грязла в грехах; 5) Отрицание церковных таинств и иерархии, обращение внимания не на обрядовую сторону, а на образ жизни как подражание земной жизни Христа и на веру как на единственно возможный путь спасения;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=