Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

279 тета Писания. Выполнение своих требований они считали началом практиче- ской реализации Царства Божия на Земле. Анабаптистская этика выражалась во взаимопомощи и перераспределении средств в общине. Среди моравских анабаптистов это привело к своего рода христианскому коммунизму, когда верующие делились имуществом друг с другом. Анабаптисты были пацифистами, некоторые из них буквально следо- вали евангельскому принципу «возлюби врагов своих». Показательна в этом отношении история голландского заключённого Дирка Виллема, который зи- мой 1569 года бежал из тюрьмы и сумел перейти реку по тонкому льду. Бежав- ший за ним тюремщик провалился сквозь лёд и стал звать на помощь. Не раз- думывая, Виллем бросился спасать его и вытащил своего преследователя из воды. Спасённый, выполняя приказ начальника тюрьмы, немедленно арестовал своего спасителя. Вскоре Д. Виллем был сожжён на костре. Его подвиг был на- столько показательным, что епископ Фламандской меннонитской церкви горо- да Дордрехта Т. Брахт описал его в своей книге «Зерцало мучеников», изданной в 1660 году, а амстердамский художник Ян Луйкен изобразил на своей гравюре спасение Виллемом утопающего надзирателя [1], [2]. Другой главный принцип анабаптизма – требование полного отделения Церкви от государства, правового равенства и социальной справедливости. Не случайно именно анабаптисты стали главной силой повстанцев во время Кре- стьянской войны в Германии (1524–1526 гг.) и Мюнстерской коммуны 91534 – 1535 гг.). «Потерпев поражение, они бежали в Англию, Голландию, Чехию и Моравию» [3]. Существует мнение, что во время Мюнстерской коммуны у анабаптистов существовала практика многожёнства и общности жён, что подтверждают сло- ва Менно Симонса, который, будучи ещё католическим священником, навестив Мюнстер, высказал своё осуждение этой практики, которую, по его словам, вы- сказывали некоторые из лидеров коммуны, в частности, Иоанн Лейденский, у которого было 18 жён. Однако ряд исследователей считают эту практику вы- думкой противников анабаптистов, чтобы настроить против них общественное мнение [3]. И католики, и протестанты считали анабаптистов не просто еретиками, а самой опасной угрозой религиозной и общественной стабильности в христи- анской Европе. На протяжении второй четверти XVI века тысячи анабаптистов в католических странах были отправлены на костёр, а в протестантских – на плаху. Многим пришлось отречься от веры, чтобы сохранить жизнь, хотя это не всегда помогало. Широко известно заявление короля Вильгельма Баварского, направленного к анабаптистам: «Кто отречётся, будет обезглавлен, кто не отре- чётся, будет повешен» [1]. Арминианство получило своё название от имени своего основателя – Яко- ба Арминия (Харменсена) (1560–1609), голландского богослова, профессора Лейденского университета, пастора Реформатской церкви, который вовсе не хотел создавать собственную Церковь и систему богословия. Однако, по мере того, как часто он вёл дискуссии с отклоняющимися от кальвинизма, он всё яс- нее понимал ошибочность этого учения, особенно в вопросах предопределения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=