Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
278 а Цвингли сложил с себя сан (он был католическим священником и имел отличное богословское образование), и совет назначил его проповедником» [1]. Цвингли полностью разделял взгляды Лютера о независимости верующих от папы и епископов, об отрицании культа святых и непризнании целибата для священников. Но были и существенные разногласия: Цвингли был привержен- цем строгого детерминизма, по которому спасение – участь немногих избран- ных. Основываясь на посланиях апостола Павла, он полагал, что первородный грех человека искуплён жертвой Христа и что Божественная благодать дарует человеку спасение через веру. Цвингли строже, чем Лютер, относился к про- верке церковных утверждений на истинность: если для Лютера правильно всё, что не противоречит Писанию, то Цвингли признавал истинным только то, что прямо подтверждается Писанием. Он считал, что всё отвлекающее от самоуг- лубления и рассчитанное на чувственное воздействие должно быть удалено из храмов. Таинства, по его мнению, лишены мистического смысла и Божествен- ной благодати. По Цвингли, пресуществления даров во время евхаристии не происходит, этот обряд – только воспоминание о жертве Христа. «Уже в 1524 году в цюрихских церквях не осталось живописи и музыки, а католическую мессу заменили проповеди на библейские темы. В конце XVI – начале XVII вв. цвинглианство слилось с кальвинизмом» [1]. Основателями анабаптизма были радикальные последователи Ульриха Цвингли, которые требовали упразднить сословные и церковные привилегии, осуществить идею уравнительного землепользования, т. е., осуществить те со- циальные изменения, которые, по их мнению, требовала Библия. Сам Цвингли и цюрихский городской совет выступили против нового течения и запретили анабаптистам собираться и проповедовать свои взгляды [1]. В начале 1530 – х гг. недалеко от Цюриха, в деревне Золикон, анабаптисты крестили друг друга, образовав тем самым первую церковь, независимую от церковных и светских властей. Анабаптистское движение быстро распростра- нилось среди германоязычного населения Европы. Анабаптисты пытались воссоздать христианскую церковь первых веков христианства, когда она была братством и семьёй верующих, а не богатой и коррумпированной структурой, тем более, пользующейся поддержкой государ- ства. Они не признавали церковные таинства, особенно крещение младенцев, так как считали, что крещение может принимать только взрослый и полноправ- ный член общины, осознавший своё единство с Богом и признавший Иисуса Христа в качестве своего Спасителя и Искупителя [1]. Собственно, своё назва- ние анабаптисты получили от греческого глагола «anabaptizo», что означает «перекрестить», поскольку каждый анабаптист обязан принять крещение «по своей вере», а не «по своему рождению», которое он принял в погрязшей в гре- хах католической церкви и не осознавая во время этого крещения своего един- ства с Богом [3]. По мнению анабаптистов, Писание должно быть истолковано не догмати- ческой традицией или церковным лидером, а решением местного собрания об- щины, в котором каждый имеет право голоса. Все обязаны помогать друг другу и жить так, как требует вера. Анабаптисты ставили личную веру выше автори-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=