Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
277 А. И. Мелентьев Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕПРОТЕСТАНТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XVI–XVII ВВ.) Эпоха Реформации породила новые течения европейской христианской богословской мысли, которые сказали новое слово в христианской теологии, тем самым изменив представления европейцев о Боге и Его воле. Некоторые из этих течений, такие как лютеранство и кальвинизм, сохранились до наших дней, и являются государственными религиями многих европейских стран, но кроме них в эпоху Реформации появились и другие протестантские течения, ко- торые были не менее яркими по своей вероучительной и этической направлен- ности, но в силу тех или иных исторических обстоятельств исчезнувшие вместе со своими последователями из религиозной и культурной жизни Европы в по- стреформационную эпоху. Самые значительные из этих течений – пиетизм, цвинглианство, анабаптизм и арминианство. Пиетизм (от лат. pietas – благочестие) возник в Германии в конце XVII ве- ка в ответ на чрезмерную бюрократизацию религиозной жизни со стороны гос- подствующей лютеранской церкви, а именно, церковно-административный формализм и подчинение Церкви светским властям. Согласно этому учению, придавалось особое значение личному переживанию общения с Богом вместо формального присутствия в церкви во время богослужения и соблюдения обря- дов, и самостоятельному изучению Священного Писания вместо наивной веры в слова проповедника. По мнению пиетистов, христианин должен утверждать Христа своей повсе- дневной нравственной жизнью, личной святостью, чуткостью к нуждам других людей. Вера понималась как глубоко личное дело каждого, богослужение – как эмоциональное переживание общения со Христом. Религиозные чувства стави- лись выше всех богословских догматов, интеллектуальных построений, религи- озных авторитетов и церковной традиции. Сторонники пиетизма выступали про- тив философии, науки, культуры и прогресса. Театр, танцы и развлечения объявлялись греховными. В широком смысле сова понятие «пиетизм» вошло в обиход как символ религиозно – мистического настроения и благочестия [1]. Цвинглианство получило своё название от выдающегося швейцарского про- поведника Ульриха Цвингли (1484–1531), который провозгласил независимость верующих от Папы Римского и епископов, отрицал культ святых и требовал раз- решить священникам вступать в брак. Свои взгляды на христианскую веру и уст- ройство христианской церкви Цвингли изложил в своих «67 тезисах», которые успешно защитил на богословских диспутах и опубликовал в 1523 году. «В ре- зультате городской совет Цюриха избрал религией своего города протестантизм,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=