Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

274 Т. А. Мартынова Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Воображение занимает неотъемлемую часть нашей жизни. Без него не мо- гут обойтись люди творческих профессий: художники, писатели, музыканты, чье творчество неосуществимо без творческого мышления. Воображение пре- следует нас повсюду: благодаря ему мы находим стимул, мотивацию для дея- тельности, продумываем решения задач и выходы из тех или иных ситуаций, создаем то, чего ранее не было, и удовлетворяем самих себя, то есть поддержи- ваем наш эмоциональный и душевный баланс. Воображение является актуаль- ным вопросом в современности поскольку творческая личность становится все более востребованной обществом. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью 1. Его специфика за- ключается в том, что оно характерно только для человека и связана только с че- ловеческой деятельностью. Воображение формируется в процессе творчества, а творчество не может существовать без воображения. Источником любого направления искусства яв- ляется жизнь, которая, в свою очередь, выступает в качестве основы фантазии. Но любая фантазия не может изобрести то, что не видел или не знал человек, поэтому именно реальность выступает основой для творчества мастеров- художников, чья фантазия помогает им удовлетворить потребность в самовы- ражении. Чаще всего, в творческом процессе человек сталкивается с активным вооб- ражением. Прежде чем что-либо изобразить, художник должен представить что-то, тщательно подумать над идеей, приложив некоторые усилия. Часто бы- вает, что активное воображение настолько поглощает творца, что он теряет счет времени, забывается и полностью погружается в создаваемый образ. Для изучения особенностей воображения нами было проведено исследова- ние среди студентов первого курса факультета иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Выборка составила 20 человек. Для диагностики особенностей воображения использова- лась «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» 2. В результате исследования были определены следующие характеристики вооб- ражения: сложность, гибкость, степень фиксированности образов и представле- ний и степень стереотипности воображения. Сложность воображения оценивалась по пятибалльной шкале (рис. 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=