Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

256 Е. М. Макешина Факультет естественных наук, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова КОНФОРМНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Каждый из нас хотя бы раз в жизни бывал в театре, и вот спектакль подо- шёл к концу. Зрители встают, слышны восторженные выкрики и рукоплеска- ние. Вы совершенно не поняли задумки режиссера и постановка вам абсолютно не понравилась, но что же происходит, вы словно «зачарованный» и начинаете аплодировать. Выйдя из зрительного зала, в голову приходит вполне уместный в этой ситуации вопрос: «Почему я поддался мнению большинства?». Явление, описанное выше, называется конформизм. В социальной психо- логии данный феномен занимает особое место. Конформизм предполагает, что личность пренебрегает собственным мнением в угоду общественным установ- кам. Конформность – характеристика личности, проявляющаяся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидом мнений, восприятия, поведения в соответствии с теми, которые приняты в обществе или в группе. Данная проблема остаётся чрезвычайно актуальной и на сегодняшний день. Первым исследователем явления конформизма и конформности стал Соломон Элиот Аш. В 1951 году он опубликовал ошеломляющие результаты своего экс- перимента. По итогам исследований 75 % респондентов поддались мнению большинства. На тестирование студентов просили, чтобы они поучаствовали в проверке зрения, но все участники, кроме одного, были «подставные» и заранее знали суть теста. В задачу студентов входило высказывание их мнения о длине нескольких линий из демонстрируемых. «Подсадные» давали один и тот же, не- правильный ответ, с ними соглашался и настоящий респондент. Исследованием вопросов конформизма в России занималась ведущий пси- холог и педагог Мухина Валерия Сергеевна. Её самый известный эксперимент «Сладкая солёная каша». Троим детям дают сладкую кашу, и они отвечают вслух, что каша сладкая. Четвёртому ребёнку дают солёную кашу. На вопрос: «Какая же каша?». Четвёртый ребёнок комформно соглашается, что сладкая. Для изучения проявления явления конформизма и конформности нами было проведено исследование среди студентов педагогического вуза педагогического направления подготовки. Задачами данного исследования являлось выявление и обоснование причин конформного поведения с помощью теста разработанного Сергеем Владимировичем Клаучеком и Владимиром Владимировичем Деларю. Авторы информируют о высокой валидности созданной ими методики. Данная разработка рекомендована для оценки уровня конформности разных социальных групп и индивидов. В опросник входит 20 утверждений, соответствующих раз- ным свойствам личности. Респондентам необходимо было выбрать либо утвер- дительный ответ – «да», либо отрицательный – «нет». Оценивание результатов производилось по следующей шкале: слабая конформность: 1–5 стандартизиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=