Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

24 опыт индивида. С другой стороны, информационные средства оказывают влия- ние на человека с точки зрения дидактики, т.к. они определяют и устанавлива- ют определенные поведенческие модели. В связи со сформированным клиши- рованным поведением, дети отказываются проявлять творческую активность и инициативность, проявляют излишнюю рассеянность. Причина этого заклю- чается в « диктатуре скорости » [4, с. 258] . Современные телевизионные про- граммы предлагают огромный выбор коротких эпизодов и сообщений, действия фильмов заставляют поверхностнее воспринимать и «перерабатывать» инфор- мацию и изображения из-за нелогичности сюжетного построения телевизион- ных фильмов и программ. Отсюда формируется рефлекторное восприятие уви- денного. Такая диспозиция восприятия зрителя оказывает пагубное влияние на его моральное сознание, вызывая феномен психического блока восприятия [4]. В настоящее время СМИ и соцсети являются не только являются источни- ком необходимой информации, но и пропагандируют насилие среди представи- телей молодого поколения. Например, в сети Интернет есть видео, которое снимали петербургские подростки со сценами насилия над пожилыми людьми и вандализма ради одобрения и «лайков» в соцсетях [2]. Б. Крейнхи в «Социальной психологии агрессии» рассматривает роль ме- диасредств в подкреплении и подражании агрессивному поведению детьми и подростками и приводит результаты различных экспериментальных исследо- ваний. Примером может послужить исследование Бандуры (Bandura et al., 1963), в ходе которого детям показывали фильмы, где взрослые людей вели се- бя агрессивно или неагрессивно по отношению к кукле. Дети, наблюдавшие в фильме действия агрессивного характера, копировали поведение взрослых по отношению к игрушке. Другие агрессии не проявляли. Также, по мнению Кейнхи, пик подверженности детей агрессии совпадает с их сенситивным пе- риодом (8–12 лет). В это время психологического развития детей просмотр сцен насилия формирует модели агрессивного поведения. Дети начинают включать информацию о насилии в когнитивные репертуары, руководящие их поведени- ем. Освоение же сценария насилия заканчивается закреплением через реальное осуществление и повторение модели поведения насильственного характера [3]. Отсюда возникает объективный вопрос: Правильно ли с педагогической точки зрения строить урок с использованием медиасредств? Прежде всего, роль современного учителя заключается в поиске актуаль- ных и эффективных средств и методов построения и реализации педагогиче- ского процесса, в подборе правильного материала для построения урока. Со- временные дети нуждаются в положительных с точки зрения морали и нравственности образцах поведения. Это видеоролики нравственной направ- ленности, знакомящие учащихся не только с учебным материалом, но и с ино- язычной культурой, воспитывающие толерантность, умение анализировать по- лученную информацию с точки зрения морали. Нельзя отрицать, что в век развития компьютерных технологий, современ- ные средства помогают в процессе обучения. Доказательством тому служат ас- социативные и аффективные формы восприятия информации. Ученикам все чаще внушают, что посредством Интернета и телевидения можно «подклю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=