Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

234 круглый стол (предполагается самостоятельная подготовка старшеклассников); сочинение или эссе (как контроль усвоения материала). На третьем этапе (личностно-деятельностном) необходимо соотнести сис- темы ценностей героев романа с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями и попытаться перевести положительные качества героев романа в личностные ценностные ориентации старшеклассников. Содержательная сто- рона этапа определяется направленностью учебного материала на рефлексив- ную деятельность школьников. Основные методы и формы работы: просмотр экранизаций романа «Преступление и наказание» или его отдельных эпизодов с последующим анализом на семинаре-круглом столе; самонаблюдение, само- анализ, оформление читательского дневника (рефлексия). Четвертый этап (креативно-результативный) предполагает персонализа- цию духовно-нравственных ценностей, представленных в романе, и признание их достоянием собственного опыта. Содержание этого этапа определяется про- гностической направленностью учебного материала. Например, старшекласс- никам могут быть предложены: ролевая игра, инсценирующая ситуации совре- менной жизни, похожие на события романа «Преступление и наказание»; внеклассное мероприятие (дискуссия) на одну из тем: «Преступление и наказа- ние в нашей жизни», «Духовно-нравственные ценности XIX века в современ- ном контексте», «Герои романа «Преступление и наказание» в современных образах». При выборе методов и форм работы необходимо учитывать психоло- гические особенности старшеклассников, их жизненные ситуации и степень го- товности к качественному скачку в развитии личности. Мы можем сказать, что аксиологический подход к изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» позволит задействовать воспитательный потенциал произведения в целях формирования духовно- нравственных ценностей старшеклассников. Литература 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].– URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.05.2019). 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс].– URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html (дата обращения: 10.05.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=