Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

233 Е. В. Лобанова Факультет русской филологии и документоведения, магистрант II курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В наше время приоритетной задачей в сфере воспитания школьников яв- ляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно-нравственные ценности: человеколюбие, справедли- вость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к испол- нению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством [2]. Образцы этих ценностей, как ориентиры, определяющие психологические установки человека, его поведение и стиль жизни, в полной мере представле- ны в произведениях русской классической литературы, в частности – романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Формирование ценностей предполагает прохождение нескольких этапов: когнитивно-гносеологического, мотивационно-ценностного, личностно-дея- тельностного, креативно-результативного. Мы предлагаем рассмотреть роман «Преступление и наказание» на основе аксиологического подхода. На первом этапе (когнитивно-гносеологическом) необходимо ознакомить старшеклассников с системой гуманистических ценностных ориентаций, связав их с системой ценностей Ф. М. Достоевского, сформировавшейся к началу 1860-х годов. Установление такой связи поможет осознать общечеловеческий характер духовно-нравственных ценностей, представленных в творчестве писа- теля. На данном этапе целесообразно использовать такие методы, как репро- дуктивные (презентация/видеоролик о биографии Ф. М. Достоевского, его сис- теме ценностей), продуктивный (эвристическая беседа). Основные формы работы: лекция-беседа, самостоятельное изучение материала (например, изуче- ние «Дневников» писателя, подготовка рефератов, докладов и презентаций на основе биографических и критических материалов). На втором этапе (мотивационно-ценностном), в ходе изучения и романа «Преступление и наказание», старшеклассники анализируют проблематику ро- мана и, под руководством учителя, выстраивают систему ценностей героев ро- мана, их жизненные установки, определяют цели и мотивы поступков. На этом этапе учителем может быть предложен дополнительный дидактический мате- риал «Притчевые мотивы в романе «Преступление и наказание»: добродетели и страсти как ценности человека», раскрывающий такие понятия, как «доброде- тели», «страсти» и «пороки» и показывающий, как эти нравственные категории участвуют в формировании системы ценностей героев романа и влияют на их судьбу. Основными формами работы являются: диагностика (ранжирование) ценностей (совместно с учителем); дискуссия; семинар-дискуссия/семинар-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=