Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
228 черт художественного своеобразия его произведений – психологическая функ- ция пейзажа. О роли пейзажа в изображении внутреннего мира русского человека точно сказал Николай Александрович Бердяев: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, подчеркивая безграничность, бесформенность, широту национального русского познания» [5]. Именно слова философа стали для нас ключом к пониманию роли пейзажных зарисовок в повести «Деревня». Обратимся к тексту произведения и посмотрим, как пейзаж разных времен года отображает перемену в чувствах Кузьмы Красова, раскрывает характер героя. Кузьма возвращается в деревню в конце сентября. Герой смотрит на «буд- ничный вид» дурновских полей, все еще надеясь обрести спокойную, мирную жизнь: «Почти летнее солнце, прозрачный воздух, бледно-голубое ясное небо, – все радовало и обещало долгий покой» [1]. Казалось бы, в деревне Кузьма нашел «колею, какая, может быть, и при- надлежала ему от рождения», но приближающаяся серая, дождливая, мрачная осень обрекала героя на одиночество: «Ясные дни сменились холодными, сине- вато-серенькими, беззвучными…иногда…молчаливая легонькая птичка одино- ко сидела где-нибудь на былинке в поле…» [1]. Исследователь психологизма прозы Бунина, Н. В. Пращук отмечает, что внутренний мир бунинского героя выстраивается по принципу нарастающего психологического напряжения. Действительно, зимний пейзаж добавляет мрач- ных красок в запущенный деревенский уклад жизни: «…деревня приняла дикий северный вид, стала чернеть…дверями да окошечками» [1]. Несмотря на обилие снега И. Бунин неоднократно упоминает о домини- рующем сером цвете: «Утро было серое. Под затвердевшим серым снегом се- рой была и деревня» [1]. Все пространство Дурновки напоминает серую бес- крайную пустыню, отравляющую душу смертельной тоской: «Солнце село, в доме с запущенными серыми стеклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно. Снегирь…околел, лежал вверх лапка- ми…Готов! – сказал Кузьма…» [1]. Замерзший снегирь – предвестник трагиче- ского исхода не только судьбы героя, но и всех жителей Дурновки. В рассмотренных нами произведениях отмечается «полифункциональ- ность» роли пейзажа, однако доминирующей является психологическая функ- ция. Душевные состояния человека даны сквозь призму окружающей действи- тельности. Герой и его внутренний мир оказываются в неразрывной связи с миром природы, вещественным миром. Мастерство И. А. Бунина в изображе- нии психологически точных пейзажных зарисовок в последующие периоды творчества совершенствуется, приобретая характер авторского стиля. Литература 1. Бунин, И. А. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / И. А. Бунин.– URL: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/ (дата обращения: 20.04.2019). 2. Галанов, Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б. Е. Галанов.– М.: Сов. писатель, 1974.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=