Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
227 С. Н. Ларшина Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Едва ли найдется произведение, которое было бы лишено описания приро- ды. Непревзойденным мастером пейзажных зарисовок является И. А. Бунин. Функциональное назначение пейзажа в прозе писателя разнообразно, однако пейзаж является одним из главных структурных компонентов художественных произведений автора. Существует несколько определений понятия «пейзаж» в литературоведе- нии. По мнению Б. Галанова, «пейзаж» обозначает «время и место действия», создает «определенное настроение» [2; 216]. М. Н. Эпштейн определяет «пей- заж» как «целостное отображение природы в системе взаимосвязанных пред- метных деталей» [6; 114]. Л. М. Крупчанов пишет, что пейзаж выполняет раз- личные функции, которые определяются «в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения),… от метода…, а также от рода и жанра произведения» [4; 243]. Рассматривая прозу Ивана Алексеевича Бунина, С. В. Зеленцова и Е.А. Ми- хейчева указывают на «полифукциональность» пейзажа автора, это значит, что все вышеуказанные в определениях функции пейзажа свойственны натурали- стическим зарисовкам И. А. Бунина [3]. В экспозиции рассказа «Древний человек» мы встречаем описание, кото- рое позволяет нам определить хронотоп произведения: «Рано чувствуется осень, ее спокойствие. Начало августа, а похоже на сентябрь, когда жарко лишь в затишье, на припеке» [1]. В описании наступающей осени, символа неумолимо приближающегося увядания всего живого, мы находим «отвлеченно-обобщенный образ природно- го мира» [3]. Именно образ увядающей осени становится лейтмотивом, соз- дающим меланхолическое настроение не только рассказа «Древний человек», но и рассказа «Последняя осень», и даже более позднего произведения «Холод- ная осень». С. В. Зеленцова и Е. А. Михейчева отмечают, что для ранних произведений И. А. Бунина помимо сюжетообразующей функции пейзаж привносит дополни- тельную характеристику во внутренние переживания героев. «Небо над нами ка- залось еще глубже и невиннее, и чистая, как это небо, радость наполняла душу» [1]. «Плывут, бегут смутные силуэты холмов и кустарников,… мелькают огонь- ки глухих деревушек. И, щурясь от ветра, я с грустью гляжу в эту темную даль, где забытая жизнь родины мерцает такими бледными тихими огоньками...» [1]. Пейзаж, который созерцают герои рассказов «Святые горы» и «Новая жизнь», подобно зеркалу отражает их эмоциональное состояние. Таким обра- зом, уже в ранних рассказах И. А. Бунина обозначается одна из отличительных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=