Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

217 пал от своих устоев, твердо держался своей позиции, способствовало тому, что созданная им школа достигала невероятных результатов. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в от- делах образования. «Мужество». Это качество особенно проявилось в годы Великой Отечест- венной войны, в период активных событий на Западном и Калининском фронтах, в Смоленском сражении и битве под Москвой, участником которых он был. Му- жество и твердость характера позволили Василию Александровичу перенести тяжелое ранение (в январе 1942 года он был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце и чудом выжил), а потом еще и принять известие о гибели семьи (его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами). Всю свою энергию духа Сухомлинский направил на организацию деятельности школы посёлка Ува Удмуртской АССР, где в период с 1942 по 1944 годы занимал должность директора [2]. «Проницательность». Профессию учителя В. А. Сухомлинский называет человековедением. Он в первую очередь выдвигал такую мысль о том, что пе- дагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, откры- вать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Для обоснования этих слов можно привести такую цитату: «Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержа- ние того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудно- сти их умственного труда» [3]. «Гуманность». В. А. Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным подходом в учительской сфере – было воспи- тание без наказания. Великий учитель считал, что физические наказания не нуж- ны, если ребенка воспитывают в заботе, ласке и понимании. Это особенно акту- ально в отношении подростков. Если отдельно и с участием подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное ми- ровоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста медленно, но верно будет исчезать. «Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физиче- ские меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник вместо умного, ласкового, доброго слова это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ре- мешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства» [4]. «Готовность служить другим». Первостепенно В. А. Сухомлинского вол- новали проблемы, связанные с воспитанием детей и подростков, помощи в вы- работки у них четкой, обоснованной и устойчивой мировоззренческой позиции, привития им эмоциональной и нравственной культуры, гражданской позиции. Будучи директором Павлышской сельской школы, в которой учились обыкно- венные деревенские дети, он все свое время и силы отдавал им. «Я твердо убе- жден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, – настоящий человек» [5]. Несомненно, что это относится и самому Сухомлинскому, чье сердце поистине

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=