Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
216 Н. Е. Кузина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА В современных условиях утверждения гуманистической парадигмы все больший интерес проявляется в отношении человека как субъекта бытия, носи- теля культурных ценностей, представителя профессиональной деятельности. В истории отечественной педагогической мысли было много интересных лич- ностей, внесших вклад в развитие педагогической теории и практики. Среди них по праву заслуженное место принадлежит В. А. Сухомлинскому (1918– 1970 гг.) – известному педагогу-новатору 20 столетия, создателю уникальной школы. Благодаря своим личностным и профессиональным качествам он до- бился ощутимых результатов в организации школьной среды, воспитании детей. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее своеоб- разной авторской экспериментальной площадкой, лабораторией педагогиче- ских методик, прообраз которой когда-то был создан и впервые описан Л. Н. Толстым. Однако, если Л. Н. Толстой основную миссию школы- лаборатории соотносил с идеей свободы, то для В. А. Сухомлинского этот ори- ентир был связан с воспитанием человека-гражданина. В данной статье предпринята попытка показать, какие качества помогли В. А. Сухомлинскому добиться успеха, стать талантливым педагогом, чьи идеи получили постепенно всеобщее признание и сегодня не потеряли своей акту- альности в решении вопросов воспитания гражданской позиции ребенка, взаи- модействия школы и семьи. В основу исследования была положена концепция лидерства Джона Максвелла, изложенная им в книге «21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие» [1]. В качестве ис- точников для анализа были взяты работы В. А. Сухомлинского, биографиче- ские материалы. Соотнесение фактов биографии с качествами лидера (по Мак- свеллу) позволило отобрать и описать те, которые, на наш взгляд, наиболее отчетливо проявили себя в личности педагога. Начнем с такой характеристики, как «Твердость характера». Преобладала ли она у педагога? Конечно да! Педагогические идеи народного учителя не со- всем вписывались в советскую идеологию, поэтому вызывали много нареканий. В контексте идеологических реалий советского времени предпринимались по- пытки причислить его гуманную педагогику к христианской, а высказывания называли «проповедью абстрактного гуманизма». Хотя Василий Александрович и был атеистом, как и многие другие представители той эпохи, он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало, за что неоднократно под- вергался критике. Но народный учитель стоял на своем. Он без сомнений продвигал вперед свои идеи и верил в успех задуманного. Факт того, что Сухомлинский не отсту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=