Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

210 Помимо того, что учащиеся демонстрируют на Олимпиаде свои двига- тельные умения и навыки, от них требуется и определенный уровень психоло- гической подготовки, сформированности волевых качеств. Призеров и победи- телей ВсОШ по физической культуре отличает высокая мотивация к занятиям физической культурой и спортом, стремление к достижению успеха, что, на наш взгляд, и позволяет им добиваться более высоких результатов. С целью изучения личностных характеристик учащихся, принимающих участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по физиче- ской культуре, в 2019 году нами была проведена диагностика сформированно- сти у старшеклассников МБОУ «ЦО № 46» г. Тулы волевых качеств, а также мотивации к обучению и к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Учащиеся были поделены на две группы. Первая группа была представлена школьниками, выступающими на Олимпиаде по физической культуре. Вторую группу составили их одноклассники, не принимающие участие в Олимпиаде. Школьникам предлагалось ответить на 29 вопросов, которые позволили бы выявить их отношение к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что в обеих группах преобладающим мотивом занятий физической культурой и спортом является получение удовольствия от занятий, улучшение настроения и самочувствия. Следует отметить, что школьники, принимающие участие в Олимпиаде, под- черкивают необходимость занятий физической культурой для дальнейшего ис- пользования полученных знаний, умений и навыков в жизни и своей будущей профессиональной деятельности. Они подчеркивают, что интерес к физической культуре не пропадает у них даже во время школьных каникул. Самые низкие баллы старшеклассники отдали утверждению « Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знако- мые и друзья», то есть их личные достижения имеют первостепенное значение и не зависят от взглядов одноклассников. Школьники, принимающие участие в Олимпиадах, отмечают, что уроки физической культуры им необходимы не только для получения оценок; что им необязательно постоянно ощущать контроль со стороны педагога; они продол- жают самостоятельно заниматься в свободное время. Данные ответы свиде- тельствуют о высоком уровне мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. Однако, различия среди школьников, принимающих и не принимающих участие в Олимпиаде, наблюдаются не только в мотивах занятий физкультур- но-спортивной деятельностью, но и в учебной мотивации. Так в группе подго- товки к Олимпиадам у всех школьников выявлена высокая мотивация к обуче- нию, в то время как среди остальных учащихся преобладают средние показатели учебной мотивации. Подчеркнем также, что у учащихся 11 класса, выступающих на Олим- пиаде, преобладают внутренние мотивы и мотивы стремления к достижению успеха, у не выступающих – внешние мотивы и мотивы недопущения неудач (табл. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=