Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

206 контролируемость социализации в условиях современного общества ведет к росту пассивности молодежи и молодежных правонарушений. Современная молодежь не обладает мотивацией для всесторонней самореализации, направ- ления деятельности молодежи сужаются до сугубо необходимых вещей. В-третьих, недостаточная пропаганда государством современного законо- дательства. Подростки узнают о правовой информации только в случае непо- средственного столкновения с правом. Например, молодой человек может ку- рить в общественном месте вследствие повторения за другими людьми, не осознавая противоправности деяния. При этом стоит отметить, что в настоящее время начинают реализовываться различные государственные программы в этой сфере, что дает положительный эффект. В-четвертых, на основании анализа разных юридических форумов обна- ружен недостаточный уровень правовой культуры работников юридической сферы, например, лиц, оказывающих юридическую помощь населению. Недос- таток профессионализма ведет к ложному толкованию правовых норм, созда- нию правовых актов с дефектами, а также к нарушениям в правоприменитель- ной практике. Эти факторы могут деформировать правосознание граждан, молодежи в том числе. Наконец, с помощью Интернета и других средств передачи информации подростков легче вовлечь в противоправные действия со стороны. Обратимся к результатам исследования отношения молодежи к своему правовому положению и правовым ценностям [4, с. 50–56]. По результатам это- го исследования, проведенного НИУ «БелГУ» было опрошено 100 респонден- тов, из них 58 женщин и 48 мужчин, возраст от 18 до 30 лет, преимущественно от 20 до 24. Показатели правовых знаний и уровня правовой культуры в преде- лах среднего. Была отмечена завышенная самооценка, выраженная в понима- нии своих прав (с положительной стороны) и в отсутствии представления о своих обязанностях (с отрицательной стороны), что говорит о недостаточной сформированности правовой культуры. Подтверждены факты недоверия к пра- воохранительным органам и слабые представления о необходимости следовать законодательству. Можно говорить о понимании самой молодежи необходимо- сти формирования корректной правовой культуры для дальнейшей успешной самореализации в жизни. Но в исследовании также выявлен фактор отсутствия личной заинтересованности в получении правовых знаний. Это требует моби- лизации усилий государства и общества в активизации интереса молодежи к познанию в целом и правовым знаниям в частности. В этом деле было бы полезно учесть имеющийся опыт других стран, в ча- стности, США. В Америке с детства закладываются правовые основы уважения к закону, при этом нет страха перед санкциями. Молодежь знает, обращается и использует закон. Это проявляется, в частности в развитой системе юридиче- ской помощи и востребованности судебной системы, в том время как в России граждане с неохотой идут в суд за защитой своих прав, не сообщают о совер- шении правонарушения, свидетелем которого стали (например, о нарушении ПДД). Формирование правовой культуры требует долгой и планомерной реали- зации. США есть подлинное правовое государство со сложившейся правовой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=