Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

202 функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего от- рицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [1, стр. 3]. Чтобы подкрепить высказывания о том, что второкурсник также испыты- вает стресс в момент сдачи экзаменов, как и первокурсник, мы проверили опрос среди 60 учащихся 1–2 курса факультета истории и права в Тульском Государ- ственном Педагогическом Университете имени Льва Николаевича Толстого. Получились следующие результаты: 92 % ребят с первого курса утверждали, что, не успев привыкнуть к смене обстановке, новому кругу общения, а также к новому преподавательскому составу, переживали предэкзаменационный стресс, кроме того, 79 % студентов второго курса утверждают, что уже адапти- ровавшись в новом учебном заведении, испытывают все то же волнение и страх перед неизвестностью. Многие второкурсники рассказывают, как пытались бо- роться со стрессом, думая о хорошем исходе перед самим экзаменом. Мы разработали следующие рекомендации студентам по преодолению стрессовых ситуаций во время сессии. Развитие стрессоустойчивости играет большую роль в жизни студента. Так как изменить условия жизни и процесс обучения в высшем учебном заведении невозможно, следует всеми возможными способами изменить своё отношение к ней и нормализировать психологическое состояние. Первым таким методом является рациональное распределение времени. То есть студент должен заранее продумывать свой день так, чтобы учёба не занимала всё свободное от универ- ситета время, всегда должно находиться время на отдых. Кроме того, второ- курсник должен браться за выполнение сначала сложных заданий, а затем более лёгких. Студенты часто забывают, что на выполнение даже самых лёгких, по их мнению, заданий, энергия так же расходуется, и в итоге, когда подходит оче- редь для трудной работы, энергетический запас существенно уменьшается. Отдыхать и высыпаться, совершать пешие прогулки и заниматься спортом, общаться с приятными людьми – это и многое другое поможет в повседневные дни избежать стресса и переключиться на приятные моменты. Особое внимание уделяется жизни студента в период сессии. Любой экза- мен – нагрузка на организм. Эмоциональная неустойчивость мешает в подготов- ке и усвоению материала. Причинами стресса могут служить такие составляю- щие, как непонимание и незнание предмета, пропуски занятий в семестре, конфликты с преподавателем, несвоевременная сдача самостоятельных, лабора- торных и курсовых работ, страх и неуверенность в себе и своих возможностях. Порой, даже полностью выучив материал, второкурсник боится не сдать зачет или экзамен. Внешнее давление могут оказать родители, которые возла- гают большие надежды хорошую успеваемость на студента. В этот период эмо- циональное состояние учащегося может сопровождаться раздражительностью, агрессивностью, тревожностью, ухудшению памяти, а физическое – тошнотой, головной болью, бессонницей. Студент второго курса испытывает это не в пер- вый раз, но еще не до конца может понимать, как быстро и надежно справлять- ся с данными явлениями. Как упоминалось вначале, второкурсник сталкивается с трудностями написания курсовой работы. У некоторых это может обуславли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=