Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
195 но, каждый поступок человека, каждое событие рассматриваются как реализа- ция изначального предопределения, тем самым, исключая любую случайность. Каждое действие героев так или иначе роковым образом влияет на ход событий и жизней в сериале. Нередко фатализм признают синонимом пессимизма. Тем не менее, это не так. Пессимизм предполагает только негативные моменты, «злой рок судьбы», в то время как фатализм включает в себя представления, что все события, про- исшествия созданы до нас, и что бы мы ни делали, не в наших силах изменить судьбу. Так и в «Игре престолов» совершенно не важно, какая высота у Стены, количество кораблей в военном флоте Железных островов, не имеют значения горы золота в казне и пламя драконов. Все ведет к одному – зима близко. Она обязательно придет. Все, что люди могут сделать – это подготовиться к ней и грядущей опасности. В фатализме выделяют следующие виды: бытовой, логический или рацио- налистический и теологический фатализм. Два последних также находят яркое отражение в саге. Рационалистический фатализм – вид фатализма, суть которо- го заключается в том, что все происходящие события являются результатом всех принятых решений, всех действий. Если мы рассуждаем о логическом фа- тализме, то вполне обоснованно можно вспомнить одного из самых таинствен- ных персонажей – Трехглазом вороне или лорде Бринден. Никто не знает его происхождения, его настоящую сущность. Известно, что лорд Бринден может видеть события, которые произошли, которые происходят и будут происходить. При обучении Брана Старка, младшего сына Неда Старка, Трехглазый ворон не просто показывает череду событий, он делает вывод, что все является результа- том действий и решений, имевших место быть ранее. Так, например, побег младшей сестры Эддарда Старка вызвал восстание против Таргариенов, которое привело к фатальным событиям: свержение действующей власти, уничтожение самой могущественной семьи, рождение будущего короля севера Джона Сноу. Теологический фатализм же предполагает, что все происходящее уготова- но некими высшими силами, Богом. Основным теологический фаталистом в са- ге является Верховный септон, глава церкви Семерых Его Воробейшиство. Он считал, что вера – единственный выход человека, единственное спасение. Люди должны отвечать за свои грехи, независимо оттого, кем они являются: простым бедняком, лордом или королевой-матерью : «Я служу Богам. А Боги требуют справедливости» [4]. Он полагал, что все события предрешены задолго до рож- дения человека, и только проходя все уготованные испытания, мы оказываемся на правильном месте. Исходя из примеров, можно ли говорить о том, что фата- лизм исключает свободу? Можно ли быть свободным, если будущее уже пре- допределено? Многие философы полагали, что фатализм и свобода есть взаи- моисключающие понятия. Там, где есть фатализм, нет места свободе. Тем не менее, на протяжении всей истории мы наблюдали за судьбами героев, которые поддавались воле судьбе и получали, как они полагали, истинную свободу. Та- ким образом, свобода и фатализм скорее взаимосвязанные понятия. В «Игре престолов» рассматривается отнюдь не только фатализм. По пра- ву одним из самых притягательных и интересных персонажей является Арья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=