Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

192 поскольку, по их мнению, страны Восточной Европы имеют право решать са- мостоятельно вопрос об участии в военно-политических блоках. Однако США и НАТО, чтобы Россия согласилась с этим, подписали Осно- вополагающий акт от 27 мая 1997 г., предполагающий сотрудничество между Альянсом и РФ. Уже в 1997 г., в Мадриде было принято решение о приеме в блок первой волны государств Восточной Европы. В 1999 г. в НАТО вошли Польша, Чехия, Венгрия, в апреле 2004 – Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Лит- ва, Болгария, в 2009 г. – Албания, в 2017 г. – Черногория. США пытались предоставить Грузии и Украине «План действий» по член- ству в НАТО. Однако на саммите блока в Бухаресте в апреле 2008 г. ФРГ, Франция и некоторые другие страны сочли это преждевременным. В декабре 2008 года на встрече министров иностранных дел Альянса Германия объяснила свою позицию тем, что Грузия и Украина должны предварительно разобраться со своими внутренними проблемами. Дело в том, что большинство украинских граждан были против вступления страны в НАТО, а Грузия не признавала про- возглашение республик Южной Осетии и Абхазии  3  . Поэтому Стратегическая концепция Североатлантического блока, приня- тая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 г., хотя и содержала подтверждение политики «открытых дверей» для новых членов, указывала, что кандидаты не должны иметь проблем, которые смогут ослабить общую безопасность. В последние годы центр тяжести альянса из Западной Европы сместился в Восточную Европу. США после критики со стороны Германии и Франции по поводу вторжения в Ирак, все больше полагаются на «новую Европу», особен- но на Польшу, Румынию, Эстонию, Латвию, Литву. На территории Польши и Румынии развертываются элементы американской ПРО. Восточная и Цен- тральная Европа рассматриваются Вашингтоном в качестве потенциальной стартовой площадки для баллистических и крылатых ракет с ядерными боего- ловками, в том числе в странах Балтии, здесь увеличивается контингент воен- нослужащих стран НАТО. Хотя США и руководство НАТО заявляют о готовности принять Украину и Грузию в Альянс под предлогом усиления «агрессивности» России, пока этот вопрос остается открытым. Для Украины – из-за коррупции, неурегулирован- ности конфликта на юго-востоке страны (в Донбассе). Для Грузии – из-за про- блем с соседями Южной Осетией и Абхазией. Сотрудничество НАТО с государствами Центральной Азии будет иметь свою долгосрочную продолжительность. Альянс станет использовать накоп- ленный потенциал сотрудничества для будущих перспектив более тесной инте- грации государств региона в свои программы. На сегодняшний день Казахстан расценивается в качестве наиболее дееспособного партнера для Альянса. Одна- ко мы считаем, что необходимость объединения усилий ОДКБ и ШОС со сто- роны России и Китая, чтобы ограничить распространение влияния НАТО на регион, может кардинальным образом отразиться на сотрудничестве Североат- лантического альянса с центроазиатскими государствами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=