Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

188 об одном из видов сетевого обучения (Ст.15, п.1): «… Сетевая форма реализа- ции образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возмож- ность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятель- ность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [4]. Подчеркнем еще раз, закон применяет поня- тие «академическая мобильность» и оперирует им, но не дает его однозначного толкования. Существует проблема, препятствующая интеграции отечественно- го образования с зарубежным, это признание дипломов. С Российской стороны этот процесс регулируется Приказом Минобразования и науки 2009 года [3]. Следующий косвенный фактор влияющий на качество высшего образова- ния и на качество деятельности образовательных организаций высшего образо- вания – это увеличение удельного числа частного высшего образования. К со- жалению, этот процесс во многих случаях приводит к коммерциализации высшего образования, что в свою очередь, противоречит сущности и целям высшего образования. С другой стороны, деятельность частного вуза регулируется ФЗ «Об обра- зовании в РФ», например, Ст. 22 говорит о том, что «…частной образователь- ной организацией является образовательная организация, созданная в соответ- ствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями», по существу это единственное принципиальное отличие от государственного вуза, учредителем которого является государство или субъект РФ. Также существует заблуждение, что в частных вузах нет бюджетных мест, это не так, формирова- ние контрольных цифр приема в вузы остается прерогативой государства каж- дый год выходит приказ о количестве бюджетных и коммерческих мест в каж- дом из вузов страны [2]. Соответственно, при наличии бюджетных мест, существует и стипенди- альных фонд, который регулируется приказами Минобразования и науки, су- ществуют «правила формирования стипендиального фонда» [1]. Таким образом, частные вузы составляют серьезную конкуренцию госу- дарственным и при высоком качестве деятельности, получают от государства серьезные ассигнования, такие вузы более охотно проходят процедуру незави- симой оценки качества деятельности. Подчеркнем, что студенты получают ди- пломы государственного образца во всех вузах при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитованных образовательных программ. Меры социальной поддержки для студентов также едины для вузов всех типов собственности. Есть еще один косвенный фактор, который серьезно влияет на качество образования и качество деятельности вузов, это «изменение в запросах потре- бителей услуг высшего образования». Что это означает? На сегодняшний день имеется достаточно широкий доступ к высшему образованию, для многих ро- дителей и абитуриентов при выборе вуза стоит один вопрос: «Каким образом будут соотноситься цела и качество предоставляемых услуг?». При этом нельзя завывать о фундаментальных принципах высшего образования: справедли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=