Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
187 В. В. Кириллова Факультет истории и права, магистрант II курса (очная форма обучения) Научный руководитель – С. Ю. Панасина КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Образование – это не только инструмент формирования менталитета, оно напрямую влияет на все общественные сферы: экономику, технику, культуру, социальное устройство и т. д. Эта серьезная миссия подразумевает серьезный уровень качества подготовки профессионалов с высшим образованием. В оте- чественной системе произошли серьезные изменения в сторону переходы выс- шего образования на мировой уровень, но в тоже время, несмотря на многочис- ленные исследования вопрос трактовки понятия «качество образования» остается открытым. Ошибочным является точка зрения на образование как на услугу, образование – это сложный, многоаспектный процесс. Само по себе по- нятие «качество» является междисциплинарным, многогранным и фундамен- тальным. «Качество образования» является категорией, которая обусловлена потребностями и ожиданиями общества, тенденциями его развития. Существует ряд факторов, влияющих на обеспечение качества образова- ния, как напрямую влияющих на этот процесс, так и опосредованно. Нам близ- ка позиция Н. А. Морозовой, которая выделяет «факторы прямого воздействия» и «косвенные факторы» [5]. Семь факторов, напрямую влияют на качество высшего образования, это: изменение подходов к оценке качества образования; распространение инфор- мационных и коммуникационных технологий; усиление практикоориентиро- ванной направленности обучения; интеграция образования и научных исследо- ваний; смена парадигмы «образования на всю жизнь» на парадигму образования «в течении всей жизни»; развитие новых форм партнёрских свя- зей; кризис профессии преподавателя. Помимо прямых факторов существует ряд факторов косвенного воздействия. Во-первых, это поликультурность образования в целом и высшего образо- вания в частности. Подчеркнем, что одной из первоочередных целей образова- ния является личностное развитие, но без умения эффективно функционировать в поликультурном обществе, оно невозможно. Следовательно, умение взаимо- действовать с людьми различных национальностей и конфессий, общаться в межкультурном пространстве напрямую отражает качество образования. Оче- видно, что знания, полученные в одной стране, должны быть актуальны и при- менимы для продолжения обучения и профессиональной деятельности в другой стране. Есть еще один момент, который тесто связан с этим фактором – увели- чение студенческой мобильности. Об так называемой «академической мобиль- ности» говорят много, но однозначного официального толкования этого поня- тия нет. ФЗ «Об образовании в РФ» говорит об академической мобильности как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=