Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

185 В современной системе образования обучения иностранному языку начи- нается со второго класса. К средней школе учащиеся уже должны иметь опре- деленный уровень сформированности рецептивных умений, к числу которых относится аудирование. Аудирование занимает до 30–60 % учебного времени на уроке, что показывает особую необходимость в развитии данного рецептивного умения. В методике обучения аудирования отмечается, что учитель должен: – определить задачи обучения аудированию; – отобрать или составить текст аудирования; – проанализировать возможные трудности; – сформулировать установку перед прослушиванием и определение коли- чества прослушиваний; – определить способы контроля понимания текста. В процессе развития рецептивного умения аудирования выделяются три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. На предтекстовом этапе вы- деляются три наиболее значимых компонента: вступительная беседа, снятие трудностей и предъявление установки. В качестве задании для вступительной беседы учитель может использовать заголовки, картинки, карты, схемы и тому подобное. Текстовый этап предполагает неоднократное прослушивание аудио- текста. Если учитель поставил цель развитие не только навыков аудирования, но и говорения, то текст предъявляется учащимся дважды, перед вторым прослу- шиванием нужно сменить установку. На послетекстовом этапе учитель контро- лирует понимание школьниками прослушанного текста [4]. Говоря о способах контроля, стоит отметить, что все способы контроля можно разделить на речевые и неречевые. В качестве речевых можно предло- жить задания, типа: прослушайте и повторите фразы/предложения, соответст- вующие содержанию текста, отметьте true/false информацию, предположите, о чем/ком будет текст аудирования. Неречевые способы контроля могут содержать: задания, типа поднимите руку, услышав определенную информацию, расположите информацию в пра- вильной последовательности, составьте таблицу в соответствии с интересую- щей информацией, выполните команды, услышанные в аудиотексте. [2] Начиная обучение аудированию очень важно создать для учащихся ситуа- цию успеха, предложить то задание, которое они точно смогут выполнить. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование школьников, слишком легкие аудиотексты являются тоже нежелательными. Аудиотексты постепенно можно усложнять. Учащиеся должны понять, что основная цель на данном этапе – извлечь из текста необходимую информацию. В качестве заданий стоит предлагать разнообразные варианты, сформулирован- ные четко и понятно для школьников. Это является очень важным аспектом, по- скольку они приучаются слушать запись от начала и до конца. Подсказкой для учащихся могут стать слова, на которые падает ударение, так как в них чаще всего содержится основная информация. В заключении стоит отметить, что рецептивное умение аудирование помо- гает учащимся не только правильно изложить свой ответ в конкретном обще-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=