Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

184 М. М. Карамышева Факультет иностранных языков, магистрант I курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. А. Уварова РАЗВИТИЕ ОДНОГО ИЗ РЕЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В настоящее время возрастает проблема обучения школьников аудирова- нию, так как оно составляет основу любого общения, с него начинается овладе- ние устной речью. Именно поэтому так важно формирование данного умения уже на этапе средней школы. Умение аудирования складывается из умения дифференцировать воспринимаемые учениками звуки, интегрировать в смы- словые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания. Русский лингвист И. А. Зимняя выделила отличительные особенности ау- дирования как вида речевой деятельности: 1. Аудирование также как и говорение относится к видам речевой деятель- ности, реализующим устное непосредственное общение; 2. Аудирование является реактивным видом речевой деятельности, так же как и чтение; 3. Аудирование является рецептивным видом речевой деятельности (в от- личие от говорения и письма); 4. Основная форма протекания аудирования – внутренняя; 5. Продуктом же аудирования является умозаключение, а результатом – по- нимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведе- ние – речевое или неречевое. [3] По-мнению Н. И. Гез аудирование до сих пор рассматривалось как побоч- ный продукт говорения, соответственно работа над ним носит эпизодический характер и подводится на речевых сообщениях, предъявленных учителем в та- кой форме, которая для того или иного класса является наиболее приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях. [2] Отмечая важность развитие рецептивного умения аудирования, стоит оста- новиться на методических особенностях организации учебного процесса. Аудирование на уроках иностранного языка может быть использовано: – на этапе введения материала; – обучения другим видам речевой деятельности; – контроля уже изученных знаний. Место заданий, связанных с аудированием в структуре урока напрямую за- висит от целей урока, поставленных учителем. В процессе работы с аудиомате- риалами, у учащихся одновременно развиваются способности работать над не- сколькими речевыми умениями. [1] Процесс понимания речи на слух связан с выражением мыслей средствами английского языка. Прослушивание может служить базой для развития навыков говорения, т. е. аудирование помогает формированию навыка восприятия речи на слух и развития навыка говорения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=