Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
181 Например: «Э, черта еще этого недоставало, – бормотал он, скрипя зубами, – нет, это мне теперь... некстати... Дура она, – прибавил он громко» [3, 34]. Вто- рой же аспект – собственно прямая речь: особое построение фраз, восклицания, повторы, междометия, использование различных частиц и стилистически ок- рашенных слов - все это лишний раз показывает эмоциональное состояние ге- роев, отношение к происходящей действительности, например, «Да, нумера-с», «Алена-то Ивановнатко», «Приходите-тко» и т. д. [3,61]. Можно проанализировать диалоги двух героев и согласиться с тем, что ре- чевая характеристика имеет большое значение при анализе героев. При первом диалоге Раскольников и Свидригайлов как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что по взглядам Родион очень близок ему, поэтому пытает- ся разговорить Раскольникова, услышать правду. Однако Раскольников наобо- рот, чувствуя, что Порфирий хочет проникнуть в его тайну, закрывается и не пускает Свидригайлова в свой внутренний мир. Это столкновение отчетливо выражается в речи: Достоевский, характеризуя речь Порфирия, использует следующие слова: «с умишкой», «смеясь», «спо- койно». Это говорит о том, что Свидригайлов внутренне спокоен, уравновешен, он чувствует эмоциональное превосходство над собеседником и имеет возмож- ность изучить его. «Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! - весело закричал Порфирий Петрович». «Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать... и «, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать...» «И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, – с каким-то особым жестом пока- чал головой Порфирий» [3, 274]. Проанализировав несколько реплик, можно заметить, что речь Порфирия наигранная. На первый взгляд кажется, что он говорит весело и непринужден- но, но с другой стороны видно, что своей эмоциональностью и легкостью он хочет заставить Раскольникова говорить, то есть все его слова направлены к одной цели: подтолкнуть Раскольникова к откровенности. Совсем по-другому построена речь главного героя. Он всегда оценивает свои слова и слова собеседника: почти все высказывания сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников оценивает каждый этап бесе- ды и решает, как ему вести себя дальше. Например, «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? – причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! – промелькнуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!» [3, 280]. Эти реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его волнение. Раскольников не поддерживает веселый тон беседы, а наоборот, отвечает ему сдержанно: «Надоели они мне еще вчера, – обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой...» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: «Как это вы так заметливы?.. – неловко усмехнулся было Раскольников...» [3, 293]. На протяжении всего романа внутренние монологи героев имеют большее значение, чем речь, обращенная к людям. Исходя из этого, можно сделать вы- вод, что главным противником Раскольникова является он сам. В романе «Пре- ступление и наказание» главное место занимают внутренние монологи главно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=