Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
180 Е. Н. Карабонцева Факультет русской филологии и документоведения, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВНУТРЕННИХ МОНОЛОГОВ ГЕРОЕВ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Духовно-нравственное развитие и воспитание личности – это сложный, долгий, многоплановый процесс. Он связан с жизнью человека, с его семьей, обществом, культурой, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается с само- го детства. Ценности семейной жизни, которые усваиваются ребёнком, имеют огромное значение. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми ценностями: • способностью к духовному развитию, нравственному самосовершенство- ванию; • формированием морали как осознанной личностью формой поведения; • развитием совести как нравственного самосознания личности, способно- сти формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. Духовно-нравственное развитие становится актуальным для самого обу- чающегося, когда соединяется с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — со- циум» потребует от педагогов не только научить, но и воспитать обучающихся. К сожалению, мы живем в то время, когда стирается грань между добром и злом, когда материальные блага стоят на первом месте, а моральные нормы отодвигаются на задний план. Именно поэтому сейчас необходимо восполнять моральные и нравственные начала у современных школьников, опираясь на классическую литературу. Их нравственное воспитание невозможно без психо- логической культуры: без понимания особенностей развития личности и без анализа душевного состояния. Ярким примером психологического перевопло- щения является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На примере этого произведения можно раскрыть психологический мир персона- жей, тем самым побудить учащихся к нравственной оценке поведения героев романа и совершенствованию собственного внутреннего мира. Именно в этом романе важную роль играют речевые характеристики пер- сонажей. У каждого героя наблюдаются свои речевые особенности, при анализе которых можно увидеть их внутренний мир, их точку зрения и их психологиче- ские особенности. Итак, речевая характеристика представляет собой синтез двух аспектов. Первый – это пояснения, которые даются автором после высказываний героев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=