Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

173 Д. И. Йорданова Факультет общественного здравоохранения Медицинского университета «Проф. д-р Параскев Стоянов», I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Грудева ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Школа – это институция, имеющая особое значение для личностного формирования подростков. Она осуществляет активный и динамичный про- цесс взаимодействия между равноправными субъектами, во время которого обучающиеся приобретают знания, формируют умения и навыки. Вместе с семьей школа является значимым социальным фактором, потому что каждый индивид проводит в ней значительную часть своей жизни. Вместе с этим со- трудничество семья-школа выделяется как социальная необходимость, в противном случае неэффективная коммуникация между двумя структурами ведет к ошибкам в воспитании школьников. Во время динамичных перемен в общественной жизни, в ценностных сис- темах и идеалах оказывается, что современная школа сталкивается с большими трудностями, как по отношению к созданию и поддержанию современной ма- териально-технической базы, так и по отношению к применению интерактив- ных методов преподавания и мотивирования школьников. «С одной стороны, бизнес придает все больше значения умениям и навыкам, которые формируют- ся у школьников во время их обучения в школе. С другой стороны, семья счи- тает, что только школа ответственна за поведение их детей, и поэтому чаще ос- тавляет свои обязательства ей. На школу смотрят как на единственное место, где развивают умения и навыки для жизни» [2]. Нельзя забывать, что социали- зация человека охватывает всю его жизнь и проходит через определенные эта- пы, во время которых перевес имеют различные влияния: – первичная социализация (во время которой решающее значение имеет семья и охватывает ранний возраст ребенка (0–6 лет), происходит идентифика- ция, узнавание себя с помощью других); – вторичная социализация (этап утверждения определенных норм и приоб- ретения нового социального опыта; реализуется через знания и умения, полу- ченные в образовательных институциях. Тип социализации «индивидуальный» – утверждения себя среди других); – устойчивая социализация (этап укрепления уже созданных ценностей, реализуется в ранней и средней зрелости, когда основной психологический ме- ханизм, соответствующий типу социализации, это «персонализация» самовы- ражение и отстаивание самого себя). Поэтому в школе осуществляется «вторичная социализация», отличная от приобретенной в семье, появляются новые воспитательные модели, кото- рые не всегда принимают и соблюдают дети. Это несоответствие часто по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=