Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

171 научных(или медицинских, научно-технических) изданий.При этом объектив- ность, научных обобщений подтверждается применением их в практической деятельности людей (механика космических полетов, движение машин и их частей, реализация условий равновесия в технических сооружениях и конст- рукциях и т. д.). Изучение причин изменения скорости движения и деформации способст- вует раскрытию причинно-следственных связей. Определение границ приме- нимости классической механики помогает проиллюстрировать познаваемость природы и безграничность процесса познания. Знание того, что частицы одно- временно неразрушимы и разрушимы, что материя дискретна и непрерывна, дает возможность понять, что всё вокруг взаимосвязано и даже в противопо- ложности проявляется единство. Все это способствует достижению заявленных в ФГОС предметных, метапредметных личностных результатов. Поэтому на та- ких и других системообразующих уроках очень важно показывать связь физи- ческих знаний с философскими законами. В ходе изучения научного наследия ученых, которые внесли огромный вклад в развитие механистической картины мира, целесообразно поручать уче- никам готовить небольшие выдержки-сообщения, в том числе, с фактами наибо- лее интересными и значимыми для самого докладчика. Во время выступления одних учащихся другие слушают и заполняют одну из предложенных таблиц. Например, суть работы с сюжетной таблицей состоит в том, что – читая текст, ученик делает пометки, создавая «скелет» текста по таким позициям: Кто? – Га- лилео Галилей, Что? – принцип относительности, термоскоп, спутники Юпитера, фазы Винеры, строение Млечного Пути, солнечные пятна и горы на луне. Когда? – в 1564–1642 г.г., Где? – в Италии, Почему? – основа познания-опыт. Таблица «Толстые и тонкие”, как методический прием, используется в технологиях критического мышления, [3] т. к. для успешной адаптации во взрослой жизни учащихся необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие»), и вопросы, на которые ответить оп- ределённо нельзя («толстые»). Например, сообщение “Галилео Галилей и рож- дение опытного естествознания”. Учащиеся могут анализировать, составляя (или отвечая на заранее оставленные) по ходу доклада ”тонкие” вопросы: кто является основоположником механистической картины мира?, где родился Га- лилей?, учение какого ученого опровергал Галилей? Приверженцем какой тео- рии являлся Галилей? Как “толстые” можно выделить такие вопросы как: Оп- роверг ли Галилей многовековое утверждение и доказал ли достоинство ускорения свободного падения тел? Каким образом Галилей приходит к откры- тию закона инерции? В чем разница методов исследования природы Галилео Галилея и других ученых до него? Принцип относительности в механике, кото- рый определил Галилей, какую имеет философскую интерпретацию? В механистической картине мира можно условно выделить основание, яд- ро и выводы. Поэтому педагогу следует поручить учащимся составить класте- ры и таблицы по этим знаковым позициям, чтобы на обобщающем занятии «Физическая картина мира” использовать их для описания электромагнитной, квантово-полевой картин мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=