Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

170 рование научного мировоззрения, первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, про- ведения опытов; понимание физических основ и принципов действия машин и механизмов, используемых нами в повседневной жизни; понимание промыш- ленных технологических процессов; осознание возможных причин техноген- ных и экологических катастроф; Выделим основные содержательно-уровневые задачи изучения материала раздела “Механика” в школе. Это прежде всего представления об инерциальной системе отсчета, о материальной точке, как о моделях, введенных в науке; зна- ния о массе, силе, механической работе и механической энергии; понятия: ме- ханическое движение, траектория, путь, перемещение, равномерное и неравно- мерное движение, мгновенная скорость, средняя скорость, ускорение, импульс тела, мощность, КПД простого механизма, амплитуда, период и частота коле- баний, поперечные и продольные волны. Важно глубоко изучить законы: пер- вый, второй и третий законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса тела, сохранения механической энергии, условия равновесия тел и равновесия рычага, принцип действия гидравлических устройств; характери- стики колебаний и волн: амплитуда, период, частота колебаний, скорость и длина волны. Кроме того, на конкретных примерах обсудить экологические проблемы, связанные с изучением механики: строительство высотных соору- жений и сейсмическая неустойчивость; механические колебания сооружений, конструкций и их влияние на окружающую среду; волны на поверхности и в твердом теле и др. Предстоит решить достаточно сложную задачу краткого обобщения специальной теории относительности (СТО), познакомить учащих- ся с понятиями релятивистской механики, элементами квантовой механики. Методика ознакомления школьников с законами механики, с анализом ме- ханических явлений в технике, быту должна быть связана с выполнением твор- ческих и экспериментальных заданий. Это, на наш взгляд, будет способство- вать развитию научного, в том числе, критического мышления учащихся и приобретению ими универсальных учебных действий (УУД), которые дают ценностно-смысловую ориентацию учащимся в социальных ролях и межлично- стных отношениях, обеспечивают организацию учеником своей учебной дея- тельности, нацелены на умение слушать и вступать в диалог, а также включают общеучебные действия, связанные с постановкой проблемы, ее решением, т. е. приобретение умения учиться. При изучении главных обобщений в механике (закон всемирного тяготе- ния, законы сохранения импульса и энергии, общие условия равновесия и др.) рационально планировать проведение обобщающих занятий в нетрадиционной форме. Например, провести урок-конференцию, в ходе которого в ряде сооб- щений учащимися-докладчиками излагаются системно обобщенные материалы, на основе которых формируется целостная механистическая картина мира, а за- тем обсуждаются, задаются вопросы учащимися-журналистами естественно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=