Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

169 В. А. Илюшина Факультет математики физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОЙ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ Формирование научного мировоззрения человека преимущественно про- исходит в школе. Физика – это один из естественнонаучных предметов предме- тов, имеющих одно из главных значений при формировании научного мировоз- зрения. В. Н. Мощанский [1] считает, что в процессе формирования научного мировоззрения учащихся на уроках физики очень важно формирование пред- ставлений о физической картине мира (ФКМ). ФКМ представляет собой физи- ческую модель природы, включающую в себя общие принципы, гипотезы и по- нятия физики на определенном историческом этапе ее развития. Первая физическая картина мира в целостной научной картине – это механистическая. Изучение механики в школе дает учащимся наглядное представление и пони- мание природных явлений. От того как усвоены учащимися основы механики, часто зависят успехи в изучении других разделов физики. Благодаря простому математическому языку, механика представляет наиболее приемлемые возмож- ности для развития научного мышления и мировоззрения учеников. Всё это оп- ределяет ответственность учителя в отборе содержания физического материала, методов, средств, форм, технологий его изложения. В курсе физики основной школы школьниками приобретаются первоначальные знания о механических явлениях и их законах. В 10 классе эти знания дополняются, углубляются и систематизируются. Среди планируемых результатов обучения физике в соответствии с феде- ральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) при формировании механистической картины мира реализуются сле- дующие: формирование мировоззрения, которое будет соответствовать разви- тию мира на современном этапе, привитие ценности здоровья и безопасного образа жизни, основ экологической культуры и понимания ее важности на со- временном этапе развития общества и техники Кроме того, формируются умения, как метапредметные результаты: уме- ние самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи своего обучения, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для клас- сификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; выстраивать учебное сотрудни- чество и коммуникацию с учителем и сверстниками; Особенно следует отметить, что изучение механистической картины мира, как целостной, позволяет получить предметные результаты по физике: форми-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=