Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

160 Новеллы получили широкое распространение в 19 веке в США, в частно- сти, благодаря активной публикации в журналах и газетах ввиду компактности и лаконичности изложения сюжета. Одним из выдающихся новеллистов своего времени по праву считается Э. Аллан По. Именно этот писатель окончательно определил отличие новеллы от других литературных жанров, придал ему законченность, описал характерные черты. В статье «Философия творчества» (1846) Э. Аллан По определил мощ- ное эмоциональное напряжение читателя, доходящее до эмоционального по- трясения в момент кульминации ( totality effect ), как ключевую характеристику новеллы 1 . В первую очередь это касается жанра страшной новеллы ( tale of horror ), столь типичной для творчества По. По задумке писателя новелла должна производить на читателя неизгладимое эмоциональное воздействие, достигаемое при помощи изобразительно-выразительных средств. При этом, как отмечал По, по ходу повествования ни единое слово не должно выдавать истинного замысла писателя, но в то же время даже малейшая деталь может играть огромную роль и нести глубокий смысл (к примеру трещина на стене дома символизирует зарож- дающийся распад семьи в знаменитой новелле «Падение дома Ашеров»). Необычно и построение сюжета в новеллах писателя: как правило, куль- минация помимо того, что является разгадкой тайны, моментом катастрофы и т. д., является связующим звеном в процессе интерпретации представленных до этого отдельных фактов или деталей. Именно в момент кульминации чита- тель осознает единство повествования. Отметим, что большинство новелл Э. Аллана По завершается именно кульминацией, что, по мнению автора, по- зволяет читателю в полной мере прочувствовать единство образов произведе- ния. При этом как правило завязка может быть несколько перегружена деталя- ми, описаниями или подробностями, но развязка всегда лаконична, быстра и напряженна, что усиливает впечатление и позволяет получить эффект эмо- ционального взрыва. Исследователи творчества писателя отмечают, что своеобразие новелл Э. Аллан По во многом объясняется непростой судьбой писателя, равно как и отсутствием прижизненного признания, нищетой и внутренними противоре- чиями. Именно на период с 1840 по 1850 годы приходится расцвет творчества По, им создаются такие ставшие классикой страшные, полные психологизма и мистики новеллы как «Преждевременные похороны», «Убийство на улице Морг», «Морелла», «Черт на колокольне», «Падение дома Ашеров», «Маска Красной Смерти», «Береника» и др. В сюжетах этих новелл По воплотил лич- ные страхи и переживания о ненужности человеческой души, о трагизме ее столкновения с миром, в котором ей больше нет места. По явился первым писателем, которого привлек психологизм души, что, одна- ко, не нашло поддержки у его современников, даже вызвало недовольство и про- тест. В частности, Р. У. Гризволд (Rufus Wilmot Griswold), охарактеризовал своеоб- разные новеллы писателя следующим образом: «Сумасшедший пишет о себе…». 1 Страшные рассказы Э.По [Электронный ресурс]. - URL: https://otherreferats.allbest.ru/ literature/00513144_0.html (дата обращения 01.05.20019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=