Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

144 как ужас указывает на некую неопределенность; это ужас перед чем-то, а не пе- ред конкретной вещью. Таким образом, философ выделяет онтологический ужас (Angst) и онтический страх (Furcht). «Немецкое слово «Angst» означает «страх», но Хайдеггер отличает его как онтологический страх от страха онтиче- ского, обычного, обозначаемого термином «Furcht». Понятие «ужас»» [3] отли- чает первое от второго: обычно человек ужасается чего-то конкретного, ему известного, угрожающего ему и его жизни. По-другому трактуется онтологиче- ский страх, ужас: здесь нет ничего конкретного, это страх перед неизвестным. Ужас имеет следующую типологическую структуру: 1) ужас смерти; 2) ужас реального; 3) ужас перед тайной бытия. Только третий тип ужаса имеет нравст- венное значение, поскольку он связан с тоской. Именно связанность ужаса с тоской имеет эстетический характер и выступает стремлением человека к нравственному идеалу [5, С. 9]. Рассмотрим произведения С. Кинга с типологической точки зрения и про- следить наличие разных видов ужаса. «Кладбище домашних животных» (1983 г.), рассказывает о докторе Луисе, который после смерти сына решил воскре- сить мальчика, похоронив его на плато за домом, рядом с кладбищем домашних животных. Там раньше индейцы хоронили людей, но они покинули данные земли, потому что считали, что здесь обитает злой дух Вендиго. Сосед Луиса, Джуд Крендалл рассказал о том, что на кладбище домашних животных, в осо- бенности на плато, существует некая сила, способная воскрешать живые суще- ства, но при этом хоронить людей там было нельзя. Луис, живя прошлым и бо- ясь двигаться дальше после потери сына, решает в тайне ото всех похоронить сына на плато. Все это действие сопровождало какое-то непонятное существо с желто-оранжевыми глазами, нечто непонятное и ужасное. Луису удалось вос- кресить сына, но мальчик был жесток и совершенно не похож на прежнего се- бя. То, что в него вселилось, убило двух человек, в том числе и жену Луиса – Рэчел. Тяжелая реальность, потеря самых близких людей, – все это не давало Луису жить. Он сошел с ума и решил, что если воскресит жену, она вернется такой же, как и прежде. Он не понимал, что все находится под контролем Вен- диго. Здесь присутствует и ужас смерти, и ужас перед реальностью. Как сми- риться со смертью, если существует возможность воскресить дорогого челове- ка? Как понять, что воскресив умершего, он перестанет быть таким, какой он был? Принять тот факт, что твоих близких больше нет, очень сложно, особенно, если ты кого-то сильно любишь и готов сделать все, чтобы вернуть его обратно. Кингу удалось затронуть такую философскую тему, как смерть, и показать ту силу, которая движет людьми после потери близких людей. Обратимся к третьему типу ужаса – ужасу перед тайной бытия. Прежде всего, нужно понимать, что такое философская тайна. Обыденное понимание тайны воспринимается как что-то скрытое, непонятное и неизвестное, создаю- щее интригу вокруг себя. В философии тайна – не то, что должно быть разгада- но тем или иным образом, а тайна бытия, чья непостижимость абсолютна. Мы можем познавать все, что угодно, но бытие всегда будет для нас недосягаемым, это и есть главная интрига нашего существования. Невозможно ответить, что такое бытие, откуда оно взялось и для чего оно. Спрашивать об этом бессмыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=