Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
143 А. К. Ерофеева, Н. Г. Антонян Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова СТРАХ И УЖАС В ТВОРЧЕСТВЕ С. КИНГА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ) Статья посвящена философскому осмыслению «страха» и «ужаса», кото- рые рассматриваются в контексте произведений Стивена Кинга. Стивен Кинг – выдающийся писатель современности, автор огромного количество произведе- ний в жанре ужаса, фэнтези, фантастики и триллера, т. д. Его работы пронизаны психологизмом, фантастическими мотивами, мраком, символизмом и ужасом. Он - «король ужаса», стоит в одном ряду с такими выдающимися людьми, как Говард Лавкрафт, Брэм Стокер и Эдгар По, причем премии в честь двух по- следних авторов произведения Кинга получали неоднократно. Почему же его книги ужасают читателей? Что вообще такое ужас и почему он возникает? «Ужас – чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения; крайнее изумление, негодование, расстройство, вызванное чем-н.; трагичность, безвыходность» [1]. Получается, что слово «ужас» обозначает что- то резко негативное и неприятное человеку. Данную категорию затрагивали многие философы в своих работах, пытаясь разобраться в ее сути и истоках. Русский философ Н.А. Бердяев говорил, что ужас может иметь и нравственное и духовное значение, то есть ужас способствует совершенствованию личности. По Мартину Хайдеггеру, ужас приоткрывает так называемое Ничто. Ничто – это отсутствие чего-либо сущего, бытия. Ужас приводит живое в оцепенелый покой, в царство жуткой темноты, где никто не чувствует никаких угроз со сто- роны. Здесь царит совершенная неопределенность, почва в буквальном смысле уходит из под ног. При этом никто не может объяснить, почему ему становится жутко. Ужас не приходит из ниоткуда, возникает поверх чувств и разума. Это – нечто неизвестное, не зависимое от физического, в результате чего человек в каком-то смысле теряется и не способен совладать с собой; он выходит за рамки бытия куда-то в ирреальное. Когда человек охвачен ужасом, он не пони- мает, что конкретно вызывает у него оцепенение; это и есть Ничто – оно явля- ется к нам через ужас. Но стоит также разграничивать страх и ужас. На первый взгляд может показаться, что два этих понятия схожи. Хайдеггер в своем труде «Бытие и время» пишет: «Для анализа ужаса мы совсем неподготовлены. Прав- да, остается еще темным, как он онтологически связан со страхом. Феноме- нальное родство явно существует. Признаком тому факт, что оба феномена большей частью остаются не разделены и ужасом обозначают то, что оказыва- ется страхом, а страхом именуют то, что имеет характер ужаса» [8, С.185]. В другой своей работе «Что такое метафизика?» Хайдеггер рассматривает «фундаментальное настроение ужаса», отделяя данное понятие от страха и бо- язни, поскольку и страх и боязнь возникают из-за чего-то определенного, тогда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=