Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

141 Одним из таких учреждений является «Щёкинское специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа» (Щекинское СУВУ), в котором мы провели исследование развития направленности эмоциональной сферы 27 воспитанников с помощью теста Б. И. Додонова и модальности эмоционально- го состояния подростков с помощью методики Н. С. Курека «Позы, жесты» в начальной стадии коррекционно-педагогической работы. Воспитанники пока- зали уровень восприятия, эмоций «страха» и «гнева» (84 % и 69 %). Это гово- рит о том, что у подростков при постоянном чувстве незащищенности, опасно- сти, тревоги, вырабатывается агрессия. Они постоянно готовы к нападению. Чувство печали многим хорошо знакомо. Все это сопровождается пониженным настроением, неверием в успех, готовностью к потерям. Недостаточность радо- стных чувств в личном опыте воспитанников, отражает их тяжелое, угнетенное состояние. Для развития эмоциональной сферы в училище осуществлялась программа дополнительного образования детей, которая состояла из кружков по интере- сам. Занятия проходят по 9 часов в неделю, 36 часов в месяц. В направлении общекультурной и духовно-нравственной деятельности был организован кру- жок «Гитара и самодеятельная песня». Прослушивание музыки являлось неотъ- емлемой частью занятий. А. Лосев, В. Медушевский и А. Скрябин отмечали духовно-энергийные возможности музыки неисчерпаемыми. По мнению М. С. Кагана, «музыкально- интонационный способ общения звуковой, именно по тому, что единственно звук способен не только непосредственно выражать переживания, но и возбуж- дать их в другом». «Как один из видов искусства музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Независимо от его воли и разума она обращается непосредственно к чувствам и вызывает глубокие эмоциональные реакции». Задача педагога заключается в том, чтобы «помочь ребенку через ис- кусство…яснее мыслить и глубже чувствовать». «Изучая музыку, ребята по- чувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь» (Д. Б. Кабалевский). Музыкальный материал должен быть интересен воспитанникам и не сло- жен для их последующего освоения. Перед разучиванием произведения воспи- танник должен ознакомиться с биографией автора, изучить причины появления изучаемого сочинения. Благодаря чему, предметом последующего анализа бу- дет процесс осознания личностно значимых переживаний, который сможет способствовать реабилитации учащихся. В процессе личностного развития на музыкальных занятиях воспитанники решают для себя не только вопросы, свя- занные с музыкой, но и такие, как: «Чем я отличаюсь от других людей?», «Чего я хочу от жизни?», «Какой я человек?» и т. д. В древнегреческой философской литературе существовало понятие эффек- та эстетического переживания, связанного с очищением души – катарсис. Катарсис (др.-греч. ) – нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. На музы- кальных занятиях катарсис используется как метод. Суть катарсического мето- да, в музыкально-воспитательном процессе, заключается в разрядке «отреаги-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=