Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

139 стояний, неадекватным проявлением эмоций, психологической неустойчиво- стью и повышенной самоуверенностью [5, с. 180]. Актуальность формирования личностной безопасности подростков с умст- венной отсталостью повышается в связи с особенностями их когнитивного раз- вития, незрелостью личности и достаточно выраженным своеобразием эмоцио- нально – личностного развития детей данной категории. На восприятие и принятие лиц с отклонениями в развитии большое влияние оказывают соци- альные установки взрослых и сверстников, имеющих сохранный интеллект. П. А. Кисляков выделяет следующие конструкты психологической безо- пасности подростков с умственной отсталостью: когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационный, межличностно-социаль- ный [2, с. 25]. Специфика личностной безопасности подростков с умственной отстало- стью в обществе определяется ограничением социальной активности и трудно- стями личностного выбора, низкой инициативностью и самостоятельностью. Таким образом подростки с умственной отсталостью нуждаются в посто- янной помощи, эффективность которой достигается созданием необходимых условий и среды, где будет осуществляться психолого-педагогическое сопро- вождение, направленное на достижение адаптации подростков в условиях се- мьи, коллектива и общества. Литература 1. Баева И. А. Психология безопасности как теоретическая основа гумани- тарных технологий в социальном взаимодействии / И. А. Баева [и др.]; Под ред. И. А. Баевой.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 2. Кисляков, П. А. Модель социального безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта / П. А. Кисляков, В. Н. Феованов, А. Г. Удов // Уч. зап. Рос. гос. социал. ун-та.– 2017.– № 3.– С. 19–27. 3. Лызь, Н. А. Безопасность человека в зеркале науки / Н. А. Лызь // Изв. Та- ганрог. гос. радиотехн. ун-та.– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.– № 1.– С. 138–142. 4. Решетина, С. Ю. Информационно-психологическая безопасность лично- сти // Проблемы информационно-психологической безопасности / С. Ю. Реше- тина, Г. Л. Смолян.– М.: Ин-т психологии РАН, 2006.– С. 55–59. 5. Степанова, Н. А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью / Н. А. Степанова // Социально-гумани- тарные знания.– 2014.– № 3.– С. 179–185.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=