Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

138 Н. М. Дрожжина Факультет психологии, магистрант I курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В настоящее время пристальное внимание вызывает проблема психологи- ческой безопасности школьников. Это вызвано увеличением численности и расширением спектра социально незащищенных и уязвимых лиц, групп «рис- ка», дезинтеграцией прежней социальной структуры, межэтнической напря- женностью, деформацией системы норм, установок и ценностей, увеличением насилия во взаимодействии, неадекватной деятельностью СМИ и появлением терроризма. И. А. Баева при классификации видов безопасности выделяет два главных системообразующих вида – физическую и психологическую. При этом психо- логическая безопасность первична, т. к. ценности и смыслы, представления и отношения человека диктуют его поведение [1, c. 10 ]. С. Ю. Решетина и Г. Л. Смолян отмечают, что потребность в психологиче- ской безопасности относится к жизненно важной и не исчезает при нарушении ее функционирования, а трансформируется в уход в себя, внутриличностные конфликты и выраженные негативные эмоции [4, с. 56]. С. А. Богомаз изучал взаимосвязь психологической безопасности с рядом личностных характеристик: жизнестойкостью, личностным ростом, целеуст- ремленностью, способностью к управлению повседневной жизнью, социально- психологической адаптивностью. Н. А. Лызь вводит и раскрывает понятие безопасности личности как субъ- екта, строящего свою жизнь в контексте единства с собственным «сущностным началом», обществом и природой, реализующего свой потенциал и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельно- сти, обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного под- держивать свою системную устойчивость [3. C. 5]. В работах Н. Н. Рыбалкина, Ю. С. Мануйлова, Л. И. Божович и др. выде- лены группы факторов или компонентов личностной безопасности. В первую группу вошли такие факторы, как контролирование себя, управление своим по- ведением, управление эмоциональными реакциями (Ю. С. Мануйлов); уверен- ность в себе и своих силах, адекватная самооценка, направленность личности (Л. И. Божович); направленность на достижение коллективной цели (В. Э. Чуд- новский); способность к выстраиванию межличностных отношений (А. Н. Ле- онтьев). То есть безопасность, детерминированная этими факторами, рассмат- ривается как устойчивость личности при различных отрицательных явлениях. В группу риска по факторам личностной безопасности входят различные категории школьников. Подростки представляют собой особую категорию, что связано с внешней и внутренней конфликтностью, проявлением тревожных со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=