Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
122 набором особенностей, который выделяет их из общего числа сверстников. Среди них отмечается наличие индивидуального стиля деятельности, ярко вы- раженный интерес в какой-либо сфере, чрезвычайно высокая увлеченность своим делом, а главное – стремление к совершенству и высокая самокритика. Окружение может оказывать на данного ребенка огромное влияние, которое выражается как в позитивной, так и в негативной форме. И если влияние на подростка чаще всего выражается в негативном воздействии, то его поведение, обучение и внутреннее психологическое состояние будет приближаться к стрессовому. Стресс представляет собой совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров. Сам термин «стресс» в физиологию и психологию был введен Уол- тером Кэнноном. А физиологический стресс впервые описал Ганс Селье. Становится актуальной проблема психологической адаптации к стрессовым ситуациям у творческих подростков, на которой мы подробнее остановимся. Итак, что же представляет собой психологическая адаптация? Психологи- ческая адаптация – это оптимальное взаимодействие самой личности с окру- жающей средой. Цель такой адаптации состоит в достижении позитивного ду- ховного здоровья человека. Несогласование каких-либо личностных ценностей с восприятием окружающей действительности приводит к конфликту, который личность старается устранить путем трудовой, мыслительной и творческой дея- тельности. Чаще всего творческим подросткам не хватает возможностей выразить полностью свой творческий потенциал, передать истинные эмоции и чувства окружающим людям, освободиться от негативных воздействий из вне. Можно также предположить, что для подростков с творческими способностями уже сама стрессовая ситуация является фактором, побуждающим их на творчество. Помощь в психологической адаптации к стрессу творческих подростков заключается в том, чтобы как можно меньше давать им возможности «уходить в себя», погружаться в свой внутренний мир, изолируясь от общества. Для та- ких подростков очень важно иметь своих людей, разделяющих их интерес и тех, кто их психологически сможет поддержать. Огромное значение играет факт того, чтобы их творческая деятельность была оценена и признана окружающими. Важным является и тот момент, что у творческих подростков всегда должен быть ресурс, мотивирующий их дея- тельность на достижение успеха, что поможет им справится со стрессом. Нельзя не упомянуть о том, что помочь справиться со стрессовыми ситуа- циями у творческих подростков могут различные кружки, секции, совместные поездки, мероприятия, организованные как учебными заведениями, так и вне- школьными учреждениями. Это поможет им раскрепоститься, сблизиться с ок- ружающими людьми и полностью раскрыться в своем творчестве. Проведение рефлексии, медитации, различных упражнений на самоанализ и самонаблюдение, способствует снятию эмоционального напряжения и стрес- сового состояния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=