Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

121 Г. В. Дорожкина, И. Г. Величкина Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пронина ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОДРОСТКОВ К СТРЕССУ Современный ритм жизни часто диктует людям определенные правила и установки. Развивается технический прогресс, появляются всевозможные но- винки в жизни человека, общество не стоит на месте, оно движется в ногу со временем. Но часто случается так, что человек не в силах успеть за всей быстротеч- ностью жизни, отсутствует возможность выразить себя в какой-либо сфере, трудно определиться с тем, кем ты являешься на самом деле. Потребность в са- мовыражении является ведущей в период подросткового возраста. В это время под влиянием учебно-воспитательного процесса школы и внешкольных учреж- дений начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Естественно, что такое проявление на- блюдается и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте, но наиболее ин- тенсивно они начинают развиваться именно в подростковом возрасте. Интерес к своим переживаниям и переживаниям других людей, с одной стороны, ведет к самоанализу и самоуглублению, а с другой стороны к потребности одобрения и поддержки своего внутреннего мира другими людьми. Поэтому для этого воз- раста столь характерно стремление к творчеству, как средству выражения сво- его внутреннего мира. Подростковый возраст становится предметом пристального внимания пси- хологов и педагогов в период с конца XIX – начала XX веков, им занимались: американский психолог Гренвилл Стенли Холл, немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер, немецкий психолог Вильям Штерн, З. Фрейд "Три очерка по теории сексуальности", Анна Фрейд, отечественный психолог Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие. Психология творчества представлена в различных направлениях психоло- гии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии. Психологию творчества изучали такие ученые как: З. Фрейд – пси- хология творчества психоанализа, К. Юнг – родоначальник аналитической пси- хологии, Э. Нойманн, А. Адлер – основатель индивидуальной психологии, А. Маслоу и многие другие. Мы не зря заговорили о творчестве в подростковом возрасте и о творче- ских подростках в целом. Хотим обратить ваше внимание на одну очень важную деталь. Творческие подростки наиболее чаще способны поддаваться стрессо- генным факторам, чем подростки, не обладающие выраженными творческими способностями. Это связано с тем, что творчески подростки обладают таким

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=