Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
108 Е. С. Демина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. Н. Полунина КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Развитие навыка говорения является неотъемлемым аспектом обучения иностранному языку, т. к. говорение как способность порождать монологиче- скую и диалогическую речь представляет собой важнейший компонент комму- никативной компетенции. По мнению ведущих исследователей, «говорение – комплексный и динамичный навык, основанный на когнитивных процессах и социокультурных знаниях, когда умения говорящего должны быстро активи- зироваться в реальных коммуникативных ситуациях» [1, с. 166]. Коммуника- тивная компетенция включает в себя: 1. Знание языка и владение дискурсом; 2. Основные навыки говорения; 3. Коммуникативные стратегии [3, c. 53]. Первый компонент – знание языка и владение дискурсом – требует освое- ния системы звуков изучаемого языка, знания грамматики и лексики языка и понимание такой организации отрезков связанной речи, при которой они яв- ляются социально и прагматически приемлемыми и подходящими. Второй компонент – основные навыки говорения – подразумевает способ- ность быстрой обработки речи для повышения уровня речевой беглости. Это так- же предполагает не только умение строить диалог (например, опираться на пред- шествующие фразы, контролировать процесс понимания, восстанавливать «нить разговора» и реагировать на речь собеседника), но и управление потоком речи в процессе общения (выбор темы разговора, чередование реплик собеседников, ин- формирование о целях и намерениях беседы, завязка и завершение диалога). Третий компонент – коммуникативные стратегии – включает в себя: 1. Когнитивные стратегии для компенсации недостающих языковых зна- ний (например, использование иносказания, перефразирования, слов с прибли- женными значениями, жестикуляция, создание новых слов, избегание неиз- вестных понятий); 2.Метакогнитивные стратегии, такие как предварительное планирование пред- стоящей речи и осознанное продумывание каждой детали ее воспроизведения; 3.Стратегии взаимодействия (например, просьба пояснить или повторить что- либо, переформулирование, перифраз, контроль понимания содержания беседы). Согласно Фаэрчу и Каспер, коммуникативные стратегии рассматриваются как индивидуальная мысленная реакция на коммуникативную проблему. Ис- следователи определили коммуникативные стратегии как «потенциально осоз- нанные планы решения того, что человек считает проблемой, для достижения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=