Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

90 понимание включает конкретно-научную картину мира, обобщающие результа- ты индивидуального и общественного познания, мышления сообщества в те эпохи, к которым относится человек, и, что для учителя-практика особенно значимо, практически полностью формируется в школьные годы. Очевидно, что фундаментом мировоззрения является система обобщённых знаний. Особое место физики среди естественных наук определяется не только ее значением в ускорении научно-технического прогресса, но ее ролью в разви- тии других наук о природе. «Физика», как учебный предмет, входит в общеоб- разовательную область «Естествознание». На данный момент в естествознание включены такие научные дисциплины, как астрономия, физика, химия, биоло- гия, биохимия, биофизика, география, генетика, геология, радиобиология, ра- диохимия. Возможно, что со временем данная наука включит в себя ряд новых дисциплин, например, радиационную физику. Целью естествознания, как школьной дисциплины, является формирование целостного мировоззрения. Применение полученных знаний, прежде всего, возможно в разработке новых технологий. Как отмечал французский философ Рене Декарт, для познания ми- ра нужен правильный метод [1]. В целом, реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений. Благодаря межпредметным связям наука, в частности физика, предстает перед учащимися не только как система знаний, но и как система научных методов познания окружающего ве- роятностно-динамического мира. Учащиеся при осуществлении взаимосвязей курсов физики, астрономии, химии, биологии и других естественнонаучных дисциплин, приобщаются к общим для этих наук методам научного познания, что весьма позитивно влияет на их целостное миропонимание. В естествозна- нии методы часто определяют различные стадии исследования. Например, наи- более эффективно такая последовательность этапов (стадий) проведения иссле- дования: эксперимент (опыт), обработка эмпирических (опытных) данных, построение научных теорий (или выявление закономерностей), их эксперимен- тальная проверка, изложение научных результатов. При этом в процессе обуче- ния физике в данной парадигме важно научить учеников отличать гипотезы от фактов, видеть причины и следствия в явлениях. Научные теории, проверенные практикой, могут выступать в качестве метода в последующих исследованиях ученых. Педагог должен показать учащимся, что в выборе методов изучения объектов важную роль играют философские взгляды исследователя и чрезвы- чайно важен нравственный аспект его деятельности. Межпредметные связи курсов физики и естествознания в целом помогают ученикам осознать и нау- читься применять некоторые исследовательские методы естественных наук не только в обучении, но и в практике жизни. Например, рассмотрим связь школь- ного курса физики и биологии, химии. Датский физик Нильс Бор, один из соз- дателей квантовой теории, указывал [7] на то, что «ни один результат биологи- ческого исследования не может быть однозначно описан иначе, как на основе понятий физики и химии». Учитель физики, знакомя учащихся с физическими методами исследования и изучая объект всесторонне, обязан продемонстриро- вать те взаимодействия, которые находят широкое применение в биологии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=