Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

89 И. И. Захаровская Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО МИРОПОНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ Ускорение темпов развития общества требует от школы сегодня серьезных изменений. Введение Федеральных государственных образовательных стандар- тов общего образования второго поколения требует перехода от традиционного подхода на получение преимущественно «знаний, умений, навыков» к форми- рованию качеств личности, заявленных как планируемый результат обучения в процессе освоения учебных предметов наряду с предметными и метапредмет- ными результатами. В современном обществе более всего должен цениться че- ловеческий капитал, т. е. люди, способные обучаться непрерывно на протяже- нии всей жизни, умеющие принимать обдуманные решения в неоднозначных ситуациях, прогнозируя возможные последствия этих принятых решений. Оче- видно, что необходимо изменить характер учебно-воспитательного процесса, а также и способы деятельности учащихся с тем, чтобы успешно интегрировать приобретаемые знания, сделать их метапредметными, и таким образом сформи- ровать у обучающихся стройную, гармоничную картину развивающегося цело- стного мира. В связи с этим межпредметные связи в школьном обучении играют исключительно важную роль для формирования целостного миропонимания. Как показано в исследованиях [6], учет и использование взаимосвязи близ- ких по содержанию, культурологическому компоненту дисциплин не только обеспечит повышение качества знаний школьников, но и будет способствовать активизации процесса формирования умений и навыков продуктивной деятель- ности, развивать у ребят тот необходимый кругозор, который позволит осуще- ствлять постепенное формирование и развитие целостного миропонимания. Кроме того, показано, что межпредметные связи стимулируют целостное миро- понимание учащихся. В реальной практике учитель должен усвоить, что меж- предметные связи стимулируют не только более быстрое и качественное усвое- ние учебного материала, но и способствуют развитию мышления учащихся, формируют важное умение - изучая учебную литературу, анализировать её и сопоставлять факты из различных сфер научного знания, а также пробуждают и поддерживают на высоком уровне интерес к предмету. Для достойного ответа на этот вызов современного образования учителю следует тщательно отбирать соответствующие продуктивные методы, активные формы взаимодействия с обучающимися, и, конечно, средства обучения с учётом необходимости фор- мирования целостного миропонимания учащихся. Целостное миропонимание – это совокупность знаний о мире, основа мировоззрения. Будем опираться на определение, изложенное авторским коллективом в книге [4], в котором миро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=