Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

82 экзамены (в отдельных случаях-важные контрольные работы) испытуемым ре- комендуется пройти тест, позволяющий выяснить уровень их эмоционального состояния в данный момент. Для чистоты результатов, тест будет пройден эти- ми же обучающимися во время отсутствия крупных стрессогенных факторов. Так, для диагностики оценочной тревожности можно использовать «Опросник оценочной тревожности» Ч. Спилберга. Опрос обучающихся по методике «Юношеская копинг-шкала», разрабо- танный в 1993 году австралийскими психологами Эрикой Фрайденберг и Рамо- ном Льюисом (в адаптации Т. Л. Крюковой) позволяет определить индивиду- альный выбор соответствующих копинг-стратегий. Каждому из опрашиваемых предоставляется ряд копинг-стратегий, использующихся в период интеллекту- альных испытаний. Задача участников испытания заключается в оценке часто- ты их использования по пятибалльной шкале. Методика состоит из 80 утвер- ждений, которые представлены в виде 18 шкал. В данном опроснике все копинг-стратегии разделены на три группы: продуктивные (духовность, пози- тивный фокус, работа, решение проблемы, достижения); непродуктивные (ак- тивный отдых, самообвинение, уход в себя, несовладание, надежда на чудо, иг- норирование, разрядка, беспокойство, отвлечение); социальные (социальная поддержка, помощь друзей, профессиональная помощь и др.). Другая методика «Опросник проактивного копинга» (Э. Грингласс, Р. Шварцер) позволяет респондентам оценить собственное поведение во время экзаменов или контрольных работ по четырехбалльной шкале. Применение краткой формы опросника СОРЕ позволяет осуществить оценку частоты употребления стратегий совладания с ситуациями интеллекту- ального испытания. Копинг-стратегии являются эффективным инструментом в борьбе со стрессом, возникающим в ситуациях интеллектуальных испытаний. Однако не- обходимо принять к сведению тот факт, что копинг-стратегии не являются ре- шающим фактором в этом вопросе. Успешность студента в обучении в первую очередь зависит таких объективных факторов, как: общие способности студен- та, уровень его знаний, умений и навыков, которые могут быть предметом спе- циальных исследований. Литература 1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, тера- пии / В. А. Абабков, М. Пере.– СПб.: Речь, 2004. 2. Берак, О. Л. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента / О. Л. Берак, Н. В.Туторская // Вестн. высш. школы.– 1987.– № 1. 3. Грановская, P. M. Психологическая защита / Р. М. Грановская.– СПб.: Речь, 2010. 4. Пригожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая при- рода и возрастная динамика / А. М. Пригожан.– Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 5. Щербатых, Ю. В. Экзаменационный стресс: (Диагностика, течение и кор- рекция) / Ю. В. Щербатых.– Воронеж: ИАН, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=