Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

81 шению к испытанию. Его пик ярко выражен в период до испытания и, как пра- вило, характеризуется последующим снижением выраженности. Второй же свя- зан с мыслительной переработкой стресса. Этот компонент обладает большей устойчивостью и достигает явной выраженности до и после испытания. В образовательном процессе студентов объективно можно выделить два типа интеллектуальных испытаний: малозначимые (например, промежуточный зачет, представление доклада на семинарском занятии, дополнение и т. д.) и по- вышенно значимые (экзамены, защита курсовой, дипломной работы и др.). Уровень стресса зависит от количества ресурсов, затрачиваемых организ- мом на преодоление стрессовой ситуации: больший расход энергоресурсов вле- чет больший определенный уровень стрессогенности. Разного рода стрессовые ситуации соответственно требуют подбора раз- личных копинг-стратегий. Анализ литературы позволил выявить широкий диа- пазон копинг-стратегий: от желания поделиться своими переживаниями с ок- ружающими и получить от них поддержку, одобрение или помощь, до полной самостоятельности в решении возникшего вопроса. Осмысливая данную проблему, мы задались вопросом о том, существует ли зависимость между возрастом обучающегося и степенью его переживания в ситуациях интеллектуального испытания, уровнем его стрессоустойчивости. Были сформулированы следующие предположения: Во-первых, ситуации интеллектуальных испытаний – один из главных ис- точников стресса в образовательной деятельности, как учащихся, так и студен- тов; при этом показатели тревожности среди школьников выше, чем у студентов. Во-вторых, среди учеников старшей школы чаще используется стратегия обращения к друзьям, в то время как студенты начинают в большей степени использовать общественные действия и профессиональную помощь в качестве социально-ориентированных стратегий совладания. Социальная поддержка становится более проблемно-ориентированной и продуктивной. У старших школьников по сравнению со студентами большее количество копинг-стратегий являются дезадаптивными. Многие из них, такие как поиск поддержки социума, беспокойство, надежда на чудо, несовладание, уход в себя, теряют свои дезадаптивные свойства, и превращаются в нейтральные. В основе этого прослеживается тенденция созревания механизмов совпадающего пове- дения в юношеском возрасте. В-третьих, у студентов к старшим курсам повышается контроль над ко- пингом, что проявляется в уменьшении количества дезадаптивных стратегий совладания и изменении структуры социальной поддержки. Для исследования мы выбрали «метод срезов» и подобрали 2 группы обу- чающихся: из числа старшеклассников (15–17 лет) и студентов университета (18– 22 года). В данном исследовании приняло участие 64 испытуемых, 24 из которых – учащиеся старшей школы (7 учеников 9-го класса, 6 учеников 10 класса и 11 учеников 11 класса) и 40 – студенты университета (8 первокурсников, 6 второ- курсников, 10 третьекурсников, 7 четверокурсников и 9 пятикурсников). Проведение исследования предполагает подбор соответствующего инст- рументария. В преддверии таких крупных интеллектуальных испытаний, как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=