Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

80 А. Н. Еськова, А. А. Конева Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В настоящее время часто приходится сталкиваться с проблемой эффектив- ности обучения специалистов. При получении профессии, обучающиеся долж- ны освоить достаточно большие объемы порой сложной для восприятия ин- формации. При этом определенную роль играют экзаменационные проверки, с помощью которых оценивается качество образовательных результатов. Ин- тенсификация учебного процесса, усложнение учебного материала и его освое- ние при помощи инновационных технологий, несомненно, влияют на познава- тельные процессы. Эмоциональные переживания, появляющиеся в результате беспокойства студентов за результаты учебной деятельности – главная проблема, возникаю- щая у субъектов образовательного процесса. Этим вопросом занимались мно- гие отечественные и зарубежные ученые, психологи, в числе которых Ю. В. Щербатых, Т. Л. Крюкова, C. D Spielberger, M. Zeidner. Безусловно, тре- вога и стресс негативным образом влияют не только на психологическое со- стояние студента, но и на качество обучения, вследствие чего снижается и ра- ботоспособность студента. В результате этого регуляция в условиях стресса (совладающее поведение) – предмет для исследования многих ученых. Стоит отметить, что существует ряд различных вариантов совладающего поведения, и до сих пор нет единого мнения по поводу лучшего из них. Высокий уровень результативности в интеллектуальных испытаниях зави- сит от многих факторов: от уровня сложности материала, учебных навыков са- мого испытуемого, уровня мотивации, наличия достаточного времени для под- готовки и др. Исследователи считают, что особое место в этом занимает состояние обу- чающегося в период перед началом и во время экзаменационного испытания соответственно. В данный промежуток времени превалирует повышенный уро- вень тревоги, поскольку именно в этот период происходит психологическая адаптация обучающегося к возникшей ситуации. В этом случае стрессовое со- стояние является ответной реакцией на ситуацию как угрозу, которая во мно- гом зависит от индивидуальных особенностей обучающихся: от уровня само- контроля, восприятия ситуации, мотивации и т. д. Отечественный психолог А. М. Прихожан рассматривает понятие «тре- вожность» как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожи- данием неблагополучия и возможной угрозы опасности [4, с. 3]. Исследователи разделяют понятие состояние тревоги на два компонента: эмоциональный и когнитивный. Первый связан с собственными ощущениями тревоги по отно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=