Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
78 основных концептуальных идей прагматической педагогики Дьюи является по- нимание необходимости «инструментального» подхода к обучению. Так, один из основополагающих тезисов прагматической педагогики был сформулирован следующим образом: «Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности, следовательно, необходим «инструментальный» подход, строящийся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка» [2]. При этом обучение должно происходить преимущественно через игровую и трудовую деятельность учащихся. Исходя из этих положений последователь Дж. Дьюи Уильям Килпатрик разработал метод проектов, который сегодня по- лучил широкое распространение. Впервые проектная работа была введена в европейские школы по обуче- нию архитектуре в XVI веке. Таким образом, педагоги пытались обеспечить прикладной характер процесса обучения и развивать творческие способности будущих архитекторов. Но в те времена проектная деятельность учеников но- сила теоретический характер, поскольку реального «продукта», созданного в процессе проектной деятельности не было. В России же метод проектов ши- роко применялся в обучении ремеслу. Выполняя систему предписаний, уча- щиеся получали практический результат собственной деятельности. Таким об- разом, здесь проектная технология носила практический характер, однако отсутствовало самостоятельное планирование учащимися собственной дея- тельности [3]. Сегодня метод проектов применяет практически каждый учи- тель. Современные учебники английского языка разработаны таким образом, что учащиеся выполняют проектные задания с определенной регулярностью (после каждого раздела/секции учебника). К примеру, учебник “starlight” К. М. Барановой для 10 класса предлагает учащимся проекты к выполнению почти в каждой секции. Так, в первом и третьем разделах учебника учащиеся выполняют по 2 проектных задания, в то время как во втором разделе они от- сутствуют. Такая нерегулярность частоты выполнения проектных заданий обу- словлена спецификой тем, рассматриваемых в секциях. Проектные задания, представленные в данном учебнике, носят исключительно поисковый характер и способствуют, таким образом, развитию ИКТ компетенции. При этом уча- щимся предоставляются ссылки на необходимую информацию в интернете, что значительно снижает фактор самостоятельной поисковой деятельности уча- щихся. Учебник О. В. Афанасьевой “rainbow English” для десятого класса также предлагает выполнение проектных заданий. При этом проекты выполняются с более четкой регулярностью, а именно, в конце каждого раздела. Кроме того отличается и направленность проектных заданий. Здесь учащимся предлагается не только собрать необходимую информацию, но также происходит её персо- нализация: учащиеся представляют свою точку зрения, либо свой опыт в рам- ках заданной темы. Проекты защищают в виде презентации с докладом, что также способствует развитию творческих способностей и ИКТ компетенции. Несмотря на то, что, на наш взгляд, проекты, предлагаемые УМК О. В. Афа- насьевой имеют более разностороннюю направленность с точки зрения совер- шенствования метапредметных навыков, все проекты как в starlight, так и в rainbow English способствуют отработке уже изученной лексики (так как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=